Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Налоговое право - Заявление в суд о возврате переплаты налога

Заявление в суд о возврате переплаты налога

Заявление в суд о возврате переплаты налога

Как вернуть излишне уплаченный налог


Закрыть Каждый год компания СКБ Контур проводит конкурс для предпринимателей «», в нем участвуют сотни бизнесменов из разных городов России — от Калининграда до Владивостока. Благодаря конкурсу мы создали вдохновляющую коллекцию бизнес-историй, рассказанных людьми, которые превращают небольшие стартапы в успешные компании.

Их опыт и cоветы будут полезны каждому, кто задумывается об открытии своего дела. Для старта необходимы некоторые предварительные условия: идея, немного денег и, что самое важное, желание начать Фред ДеЛюка Основатель Subway Подписка на уведомления о новых статьях Подписаться Мне не интересно

14 апреля Вернуть переплату по налогам можно только в течение трёх лет. Но на практике это простое правило вызывает постоянные споры между налогоплательщиками и ИФНС.

Разберёмся, в каких случаях закон на нашей стороне и как действовать, чтобы избежать напрасных конфликтов с налоговой. Заявление на возврат или зачет переплаты можно подать не позднее трёх лет со дня уплаты налога (п. 7 ст. НК РФ). Сложность в том, что организации большинство налогов уплачивают не единовременно по окончании налогового периода, а внося авансовые платежи.

Что считать днём уплаты налога в таком случае? Ответ находим в судебной практике: в подобных ситуациях налогоплательщик должен узнать о переплате в момент представления декларации по соответствующему налогу. По мнению судей, в этот момент организация сама определяет окончательную сумму налога, которую надо перечислить в бюджет по итогам года, а значит, может установить, есть ли переплата.

Таким образом, трёхлетний срок на подачу заявления о возврате или зачёте переплаты по налогу начинает течь со дня представления декларации по итогам года. Если декларация подана с опозданием, то с крайнего срока представления декларации, установленного в НК (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 12882/08 по делу № А65-28187/2007-СА1-56, Определение Верховного Суда РФ от 11.08.2016 № 305-КГ16-9543 по делу № А40-156602/2015, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.05.2018 № Ф05-3643/2018 по делу № А40-43599/2017). Готовя заявление на возврат или зачёт налога, обратите внимание, отражена ли переплата на лицевом счёте (карточке расчётов с бюджетом).

Для этого можно провести совместную с ИФНС сверку (пп.

5.1 п. 1 ст. , пп. 11 п. 1 ст.

32, п. 3 ст. НК РФ). Если сверка не покажет переплату, то одновременно с заявлением нужно подать уточненную налоговую декларацию и отразить в ней излишнюю уплату налога. Такие разъяснения дал Конституционный Суд РФ. Как указали судьи, вернуть из бюджета излишне уплаченный налог невозможно, пока не установлен сам факт переплаты.
Как указали судьи, вернуть из бюджета излишне уплаченный налог невозможно, пока не установлен сам факт переплаты. А его можно установить, когда компания уточняет налоговые обязательства, заявленные в ранее поданных налоговых декларациях.

Так что без «уточнёнки» в большинстве случаев нет оснований даже говорить о переплате. А значит, нет и смысла подавать заявление на возврат. Если же подать заявление на возврат без корректирующей декларации, то ИФНС вправе отказать в возврате.

Более того, такое заявление не прерывает течение трехлетнего срока на возврат переплаты (Определение Конституционного Суда РФ ). Дополнительно нужно учитывать, что сам по себе факт приема инспекцией «уточнёнки» и даже отражения сведений из неё на лицевом счёте, ещё не означает, что у налогоплательщика появилось право на возврат переплаты. Вот какие нюансы здесь есть:

  1. Если «уточнёнка» принята, по ней полагается провести камеральную проверку (ст. 88 НК РФ). Если данные декларации верны, новые обязательства отразятся в Карточке расчётов с бюджетом.
  2. Но все эти действия не означают, что инспекция признаёт переплату и вернёт её без учёта трёхлетнего срока (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 01.04.2019 № Ф01-388/2019 по делу № А43-26253/2017).
  3. Налоговики не могут отказать в приёме уточнённой декларации, даже если она подаётся уже по истечении срока, отведённого на возврат или зачёт переплаты (п. 42 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2018), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018).

Поэтому если сроки уже «поджимают», подавать заявление на возврат надо одновременно с «уточненкой», чтобы у налоговых органов не было формального основания отказать в возврате.

Если же срок уже пропущен, то подавать корректирующую декларацию имеет смысл, только если вы планируете возвращать налог через суд. Инспекция обязана извещать налогоплательщика о каждом факте переплаты налога (п.

3 ст. НК РФ). Но судебная практика последних лет показывает, что ни выполнение данной обязанности, ни уклонение от неё на течение трехлетнего «возвратного» срока не влияют.

Арбитражный суд Северо-Западного округа отказался вернуть организации переплату за 2011 год, которая была указана в официальном извещении от ИФНС, поступившем в 2014 году. Судьи указали, что извещение носит информационный характер, тогда как о факте переплаты компания должна была узнать в день подачи декларации по итогам 2011 года. Следовательно, к моменту получения уведомления от ИФНС срок на возврат налога уже был пропущен.

А само уведомление не повод восстанавливать или продлевать этот срок (Постановление от 13.11.2018 № Ф07-13222/2018 по делу № А21-8950/2017). Схожей логики суды придерживаются и в ситуации, когда ИФНС вообще не уведомляет компанию о переплате. Организации и ИП должны сами выявлять переплаты, и отсутствие уведомления от ИФНС не влияет на срок возврата налога (постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.06.2018 № Ф04-2152/2017 по делу № А27-18872/2016 и от 11.07.2019 № Ф04-2327/2019 по делу № А81-8093/2018).

НДФЛ удерживается непосредственно из доходов физлиц при выплате, поэтому переплату налоговый агент должен обнаружить никак не позднее даты перечисления в бюджет. Именно в этот момент можно сравнить перечисленную сумму с удержанной, определив превышение.

А, значит, даты представления расчёта 6-НДФЛ или справок 2-НДФЛ никакой роли для определения трехлетнего «возвратного» срока не играют. По мнению судов, в этих документах лишь констатируется факт переплаты (определение Верховного Суда РФ от 24.05.2019 № 310-ЭС19-7555 по делу № А08-16007/2017, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.02.2019 № Ф04-6772/2018 по делу № А75-7625/2018).
По мнению судов, в этих документах лишь констатируется факт переплаты (определение Верховного Суда РФ от 24.05.2019 № 310-ЭС19-7555 по делу № А08-16007/2017, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.02.2019 № Ф04-6772/2018 по делу № А75-7625/2018).

Нюанс связан с возмещением НДС по ст. 176 НК РФ. Проблема в том, что налогоплательщик не уплачивал в бюджет возмещаемый налог: сумма к возмещению образовалась из-за того, что величина вычетов превысила исчисленный к уплате налог. Поэтому трёхлетний срок давности по возмещаемому НДС нужно отсчитывать не с даты представления декларации, где заявлено возмещение, а с даты, когда налоговый орган вынесет решение о возмещении по результатам камеральной проверки этой декларации.

До того как ИФНС подтвердит сумму к возмещению, компания не может подать заявление на возврат (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20.05.2019 № Ф09-1806/19 по делу № А76-28069/2018). В некоторых случаях можно вернуть деньги из бюджета, даже если с момента переплаты прошло больше трёх лет, — правда, только в судебном порядке.

Возвращаем «старый» налог В некоторых случаях можно вернуть деньги из бюджета, даже если с момента переплаты прошло больше трёх лет, — правда, только в судебном порядке.

Давайте посмотрим, как это правило применяется на практике. Допустим, ИФНС проверила уточнённую декларацию и отказывается вносить изменения в карточку расчётов с бюджетом — например, не признаёт заявленные расходы, вычеты или право на пониженную ставку.

В подобной ситуации трёхлетний срок на возврат переплаты начинает течь с даты вступления в силу решения суда, которым подтверждён факт переплаты (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.06.2018 № Ф04-1024/2018 по делу № А03-11135/2017). Могут измениться фактические обстоятельства, связанные с исчислением налога: цена, объёма отгрузки и т.п. Часто такое происходит в строительстве: объёмы и цены работ, указанные в актах, могут меняться даже по прошествии нескольких лет.

Причиной тому могут быть как урегулирование споров между заказчиком и подрядчиком, так и завершение строительства, если оно затянулось. В подобных случаях суды допускают перерасчёт налоговых обязательств даже по прошествии трёх лет с момента представления деклараций (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.12.2018 № Ф08-10266/2018 по делу № А32-12288/2018).

Если перед этим организация обратилась с заявлением на возврат в ИФНС и получила отказ, так как истёк срок давности, то при возврате переплаты через суд проценты за задержку (п. 10 ст. НК РФ) начисляться не будут.

Дело в том, что проценты — мера ответственности ИФНС за незаконное удержание денег, которые следует вернуть по заявлению налогоплательщика.

А такое заявление может быть подано в течение трёх лет со дня уплаты налога (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22.03.2019 № Ф01-915/2019 по делу № А28-4206/2018). Правила статьи 78 НК РФ распространяются только на налоги, пени и штрафы, предусмотренные НК РФ. Но налоговые органы могут штрафовать организации и ИП и по Кодексу об административных правонарушениях.

К примеру, за нарушения в сфере ККТ, нарушения кассовой дисциплины, воспрепятствование проведению осмотра территорий и помещений при налоговой проверке и пр. К ошибочно уплаченным административным штрафам положения ст. 78 НК РФ не применяются, но это не значит, что эти деньги не вернуть.

Правила прописаны в Бюджетном кодексе (п. 2 ст. БК РФ). Обратите внимание: в Бюджетном кодексе нет срока давности по возврату штрафов, поэтому применяются общие правила о сроках исковой давности.

Потребовать возврата штрафа можно в течение трёх лет с момента, когда плательщик узнал или должен был узнать о допущенной ошибке при его уплате (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.10.2018 № Ф04-4741/2018 по делу № А46-1828/2018).

Алексей Крайнев, налоговый юрист Подписаться × Загрузить ещё

Срок исковой давности для возврата переплаты по налогу

Важное 10 августа 2021 г.

13:09 Автор: Тарасова Е., эксперт информационно-справочной системы «» По общему правилу переплата по налогу может быть возвращена организации в том случае, если с момента его уплаты не прошло три года. По истечении указанного срока переплата тоже может быть возвращена организации, но уже в судебном порядке. Арбитры при разрешении споров касательно срока давности руководствуются общими правилами (установленными Гражданским кодексом) и исчисляют трехгодичный срок с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о наличии переплаты.

Этот момент является отправной точкой для исчисления срока давности для возврата переплаты. Между тем на практике его не так-то просто определить. Доказательством тому является правоприменительная практика.

Подробности – далее. Излишняя уплата налога обычно имеет место, когда налогоплательщик самостоятельно исчисляет подлежащую внесению в бюджет сумму налога и по какой-либо причине допускает ошибку (при расчете налоговой базы, применении неверной ставки налога, заполнении платежного поручения и т. д.). Обычно это происходит вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения (п. 2.5 Определения КС РФ от 27.12.2005 № 503-О).

Другой объективной причиной возникновения переплаты может стать превышение перечисленных в течение года авансовых платежей над суммой налога, исчисленного по итогам налогового периода.

Вопросы возврата излишне уплаченной суммы налога урегулированы НК РФ, положения которой применяются в том числе в отношении авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов. В пункте 7 данной статьи сказано, что заявление (заявление подается по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@, в налоговый орган по месту учета налогоплательщика)о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в течение трех лет со дня уплаты налога (по общему правилу налоги считаются уплаченными с момента предъявления в банк поручения на перечисление денежных средств в бюджет (пп. 1 п. 3, НК РФ)), если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ.

Таким образом, в общем случае налоговики могут вернуть переплату по налогу, если со дня ее возникновения прошло не более трех лет (Письмо Минфина РФ от 05.03.2021 № 03-04-06/16605). Обратите внимание: возврат переплаты должен быть произведен в течение месяца со дня получения налоговым органом соответствующего заявления ( НК РФ).

Нарушение ИФНС чревато уплатой процентов, которые начисляются за каждый день нарушения срока возврата ( НК РФ).

Но Налоговым кодексом не урегулирован вопрос о том, может ли налогоплательщик взыскать с ИФНС проценты за несвоевременный возврат налога при подаче иска в суд, если во внесудебном порядке он обратился в инспекцию только по истечении трех лет с момента образования переплаты. В Определении ВС РФ от 01.11.2019 № 301-ЭС19-10633 по делу № А28-4206/2018 сказано, что если налогоплательщик обращается в налоговый орган с заявлением о возврате суммы переплаты по истечении трех лет с момента ее образования, то он утрачивает право на взыскание процентов за несвоевременный возврат этой суммы, поскольку налоговый орган не обязан ее возвращать.
В Определении ВС РФ от 01.11.2019 № 301-ЭС19-10633 по делу № А28-4206/2018 сказано, что если налогоплательщик обращается в налоговый орган с заявлением о возврате суммы переплаты по истечении трех лет с момента ее образования, то он утрачивает право на взыскание процентов за несвоевременный возврат этой суммы, поскольку налоговый орган не обязан ее возвращать. Вместе с тем налоговая переплата может быть возвращена и после того, как истек трехлетний срок.

Но об этом мы поговорим чуть позже. Вначале рассмотрим порядок возврата переплаты, возникшей из-за излишне уплаченных в бюджет авансовых платежей по налогу (например, по УСНО или налогу на прибыль). Порядок исчисления «упрощенного» налога установлен НК РФ и предусматривает самостоятельное определение (п.

2) налогоплательщиками суммы налога по итогам налогового периода. По итогам же каждого отчетного периода «упрощенцы» (независимо от применяемого объекта налогообложения) исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставки налога и налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода ( НК РФ). Авансовые платежи по итогам отчетных периодов уплачиваются в сроки, которые определены НК РФ, – не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Согласно п. 5 названной статьи авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода. Таким образом, указанные положения НК РФ устанавливают правило о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты последующих авансовых платежей и налога по УСНО, исчисленного по итогам налогового периода методом нарастающего итога.

Предположим, организация уплатила авансовые платежи по УСНО за I квартал и полугодие 2021 года 19.04.2019 и 17.07.2019 соответственно.

По итогам девяти месяцев и года организация получила убыток. Декларация по УСНО за 2021 год была представлена 11.03.2021. Возникает вопрос о том, с какого момента организации нужно исчислять трехлетний срок для подачи в инспекцию заявления о возврате излишне уплаченного «упрощенного» налога:

  1. со дня, когда были фактически перечислены авансовые платежи (19.04.2019 и 17.07.2019);
  2. со дня, когда фактически была сдана (11.03.2020);
  3. со дня, который установлен НК РФ для сдачи декларации (31.03.2020).

Согласно НК РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Если «упрощенец» не заявил о возврате излишне уплаченного авансового платежа (в нашем примере – за I квартал и полугодие 2021 года), данный платеж учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периодов. Определение окончательного финансового результата и размера обязанности по налогу производится налогоплательщиками в налоговой декларации, представляемой по итогам года.

Президиум ВАС еще в Постановлении от 28.06.2011 № 17750/10 указал, что основания для возврата переплаты по итогам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика наступают с даты представления налоговой декларации за соответствующий год. Таким образом, сумма «упрощенного» налога может быть квалифицирована как излишне уплаченная только с даты фактического представления декларации за .

Таким образом, сумма «упрощенного» налога может быть квалифицирована как излишне уплаченная только с даты фактического представления декларации за .

Дата внесения авансовых платежей не может рассматриваться в качестве даты возникновения излишней уплаты налога по УСНО. А это значит, что заявление о возврате суммы излишне уплаченного «упрощенного» налога организация может подать в течение трех лет с даты представления декларации по УСНО (то есть начиная с 11.03.2020). В завершение добавим, что такой порядок определения даты возникновения переплаты из-за излишне внесенного аванса касается любых налогов, предполагающих уплату авансовых платежей в течение налогового периода.

Налоговым законодательством не регламентирован порядок восстановления пропущенного срока давности, установленного НК РФ, для возврата налоговой переплаты. В этом случае налогоплательщик может обратиться в суд для защиты своих прав в пределах общего срока исковой давности, предусмотренного ГК РФ. В таком случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности (см.

письма Минфина РФ от 08.11.2019 № 03-02-08/86022, от 04.11.2019 № 03-02-07/2/87318). Прежде чем обратиться с заявлением о возврате налоговой переплаты в суд, организация должна сначала подать такое заявление в налоговую инспекцию по месту своего учета. Это следует из НК РФ и п. 33 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 (далее – Постановление № 57).

К сведению: в Определении КС РФ от 21.06.2001 № 173-О указано: в случае пропуска срока для подачи в налоговый орган заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога налогоплательщик может обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. В этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности – три года исчисляются со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права ( ГК РФ).

Итак, суды исчисляют трехгодичный срок не с момента уплаты налога, а с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о переплате (см.

определения КС РФ от 26.03.2019 № 815-О, от 29.05.2019 № 1436-О, Письмо Минфина РФ от 08.11.2019 № 03-02-08/86022). То есть суды сдвигают дату, с которой начинается отсчет трехлетнего срока (определенного НК РФ). При этом именно налогоплательщик должен обосновать суду причины (обстоятельства), по которым не может узнать о возникшей переплате по налогу раньше (см.

Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 12882/08 по делу № А65-28187/2007-СА1-56).

Обратите внимание: моментом, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога, не может считаться момент совершения им действий по корректировке своего налогового обязательства и, следовательно, день представления уточненной налоговой декларации (см.

Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 12882/08 по делу № А65-28187/2007-СА1-56).

Поскольку налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, он должен знать об излишне уплаченной сумме в момент подачи первичной декларации.

По этой причине суды, как правило, отказывают организациям в возврате налоговой переплаты в связи с пропуском срока (см., например, Постановление АС МО от 13.12.2019 № Ф05-17713/2019 по делу № А41-9238/2019). Если же в суде будет доказано, что налогоплательщик был осведомлен об имеющейся у него переплате по налогу, то пропущенный срок для подачи заявления о ее возврате ему не восстановят (см. постановления АС ЗСО 20.02.2021 № Ф04-7773/2021 по делу № А45-15810/2019, АС МО от 13.11.2019 № Ф05-19502/2019 по делу № А40-15012/2019, АС УО от 19.12.2019 № Ф09-8054/19 по делу № А07-3550/2019).

Обобщим сказанное. Само по себе обращение в суд с требованием восстановить трехлетний срок для возврата налоговой переплаты не является гарантией того, что этот срок в конечном итоге будет восстановлен. В ГК РФ сказано, что может быть восстановлен в исключительных случаях и при наличии уважительных причин его пропуска (см., например, Постановление АС ЗСО от 01.06.2018 № Ф04-2152/2017 по делу № А27-18872/2016). Приведем несколько примеров из практики.

В деле № А76-12783/2016, рассмотренном в Постановлении АС УО от 14.03.2017 № Ф09-406/17, проанализирована следующая ситуация.

ИНФС в конце 2015 года выдала организации (по ее запросу) справку о состоянии расчетов с бюджетом, где была отражена переплата по налогу на прибыль и НДС, уплаченным в 2007 – 2011 годах. На основании этой справки организация подала в ИФНС заявление о возврате налоговой переплаты.

Однако ей было отказано из-за пропуска трехлетнего срока, установленного НК РФ. По мнению налоговиков, организация должна была знать и знала об имеющейся переплате и раньше, поскольку она сдавала в 2008 – 2011 годах первичные и уточненные декларации, но не воспользовалась правом на подачу заявления о возврате переплат в пределах установленного срока.

По мнению налоговиков, организация должна была знать и знала об имеющейся переплате и раньше, поскольку она сдавала в 2008 – 2011 годах первичные и уточненные декларации, но не воспользовалась правом на подачу заявления о возврате переплат в пределах установленного срока.

Между тем арбитры приняли довод организации о том, что о наличии переплаты ей стало известно только после получения справки о состоянии расчетов. Поэтому отправной точкой для исчисления трехлетнего срока для возврата переплаты они признали дату выдачи справки о состоянии расчетов.

Арбитры также учли, что налоговики в данном деле самостоятельно засчитывали переплату по налогу в счет недоимки.

При этом решения о зачетах не принимались и уведомления в адрес налогоплательщика не направлялись. Следовательно, о точной сумме переплаты организация могла узнать только из извещения о переплате (справки о состоянии расчетов с бюджетом, актов сверок по налогам).

Справедливости ради следует отметить: судебная практика по этому вопросу не является однородной.

Есть судебные акты, в которых указывается, что справки расчетов с бюджетом и акты сверки не являются единственными документами, свидетельствующими о возникновении у налогоплательщика переплаты. Эти документы, по мнению судей, лишь отображают состояние его расчетов с бюджетом (см., например, постановления АС ЗСО от 07.09.2016 № Ф04-3529/2016 по делу № А45-6464/2015, АС ПО от 18.08.2017 № Ф06-23272/2017 по делу № А55-18404/2016). Если организация по результатам выездной проверки узнала, что она не должна была платить налог или должна была его платить в меньшем размере, то именно с этой даты должен исчисляться срок на обращение в суд за возвратом переплаты.

К такому выводу еще в 2010 году пришел Президиум ВАС в Постановлении от 21.12.2010 № 3972/10 по делу № А09-9907/08-30. Данная позиция является справедливой и в наши дни (см., например, постановления АС СЗО от 30.09.2019 № Ф07-11447/2019 по делу № А05-2680/2019, АС ВСО от 21.03.2017 № Ф02-655/2017 по делу № А58-3566/2016). В них также сделан вывод, что трехлетний срок для возврата налоговой переплаты начал течь, когда налогоплательщик получил свое решение по выездной проверке.

В то же время если будет установлено, что налогоплательщик явно знал о том, что он не должен уплачивать налог (например, из-за превышения лимита доходов по УСНО), то суд может признать: срок на возврат этого налога должен исчисляться не с даты составления акта выездной проверки, а с момента уплаты налога.

Так было в Постановлении АС ВВО от 10.06.2016 № Ф01-1970/2016 по делу № А82-10796/2015. Предметом налогового спора зачастую является пересмотр налоговых обязательств того или иного налогоплательщика. В этом случае является ли отправной точкой для исчисления трехлетнего срока дата вступления в силу судебного акта, где сделан вывод об отсутствии у налогоплательщика обязанности по уплате конкретного налога?

Все зависит от обстоятельств возникшего спора.

Так, в деле № А28-11542/2018 была рассмотрена следующая спорная ситуация.

Изначально организация, применяющая УСНО (с объектом налогообложения «доходы»), уплатила за 2013 – 2015 годы налог в общей сумме 3,2 млн руб. Но в июле 2018 года она подала «уточненки» по УСНО за указанные периоды, в которых отразила отсутствие дохода и налог к уплате 0 руб.

Одновременно она направила заявление о возврате переплаты по «упрощенному» налогу в вышеуказанном размере.

ИНФС отказала ей в возврате переплаты. Суды тоже. Руководствуясь нормами ст.

НК РФ, Определением КС РФ № 173-О, п. 79 Постановления № 57 и Постановлением Президиума ВАС РФ № 12882/08, арбитры пришли к выводу, что организация обратилась в суд за пределами трехлетнего срока с момента, когда она узнала или должна было узнать о факте излишней уплаты налога.

Здесь необходимо пояснить истинные причины отказа. Дело в том, что организация была создана в результате реорганизации ООО (правопредшественник) в форме выделения.

В отношении ООО была проведена выездная проверка, результатом которой стало доначисление налогов по общей системе налогообложения.

ООО предприняло попытку оспорить результаты проверки в суде. Но вступившимв законную силу Решением Арбитражного суда Кировской области от 18.07.2018 по делу № А28-16408/2017 был подтвержден факт создания ООО схемы дробления бизнеса путем осуществления реорганизации в форме выделения новых предприятий, применяющих УСНО (то есть бизнес раздробили специально, чтобы перевести на УСНО).

При этом суды сочли правомерными действия налоговиков, включивших доходы, полученные правопреемниками (в том числе организацией), в налоговую базу ООО, на том основании, что именно оно, а не лица, с участием которых общество учло операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, осуществляло спорную деятельность и получило данные доходы.

(Это обстоятельство и стало основанием для подачи организацией «уточненок» по УСНО за 2013 – 2015 годы.) Организация, ссылаясь на указанные обстоятельства, настаивала, что до принятия окончательного решения по спору о дроблении бизнеса и доначислениях она не могла знать о наличии у нее переплаты по УСНО. Однако суды пришли к выводу: дата вступления в силу судебного акта по делу № А28-16408/2017 не влияет на исчисление срока давности.Организация (будучи правопреемником) производила уплату «упрощенного» налога,осознавая ошибочность и необоснованность такой уплаты (вследствие применения налоговой схемы).

Арбитры подчеркнули, что организация не представила доказательств своей неосведомленности об излишней уплате в бюджет спорной суммы налогов до момента принятия решения по делу № А28-16408/2017, а также доказательств наличия объективных препятствий для реализации права на возврат излишне уплаченного налога в судебном порядке в установленный срок (Постановление АС ВВО от 09.08.2019 № Ф01-3573/2019). * * * Казалось бы, процедура возврата налоговой переплаты достаточно четко регламентирована налоговыми нормами. Между тем они не в состоянии учесть все многообразие ситуаций, возникающих на практике.

Это приводит к спорам с налоговиками, которые нередко разрешаются только в судебном порядке. Правоприменительная практика по данному вопросу в равной степени как обширна, так и неоднозначна. Мы рассказали об общих тенденциях в разрешении подобных споров.

Но все мы понимаем, что исход конкретного спора напрямую зависит от присущих только ему обстоятельств.

Возврат переплаты по налогу по истечению 3-летнего срока: судебная практика

Автор статьи victoryananina 4 минуты на чтение 1 848 просмотров Содержание Согласно пункту 7 статьи 78 НК РФ, налог, излишне переплаченный субъектом хозяйствования в бюджет, подлежит возврату при обращении плательщика в ФНС с заявлением в течение 3-х лет с момента возникновения переплаты. В статье разберем, как осуществляется возврат переплаты по налогу по истечению 3-летнего срока, а также рассмотрим примеры из судебной практики последних лет. Для возврата переплаты по налогу, возникшей в связи с излишней переплатой плательщика или взысканием ФНС, субъекту хозяйствования следует обратиться в территориальный орган фискальной службой с заявлением, составленным по форме 1150058 (бланк можно скачать здесь ⇒ ).

Вместе с заявлением в ФНС необходимо подать документы, подтверждающие переплату:

  1. акт сверки с ФНС (бланк можно скачать здесь ⇒ );
  2. прочие документы, подтверждающие основания для отражения операций (счета-фактуры, акты выполненный работ, расходные накладные).
  3. налоговую декларацию;

По факту поступления заявления, ФНС назначает камеральную проверку сроком до 30-ти календарных дней, по результатам которой налоговый орган выносит решение о выплате либо об отказе в возврате средств.

ФНС вправе отказать плательщику в возврате в случае, если за субъектом хозяйствования числиться задолженность по налогу в виде недоимки, неоплаченного штрафа/пени. В данном случае переплата первоначально направляется на погашение задолженности, после чего остаток суммы ФНС перечисляет заявителю. Срок, в течение которого ФНС должна уведомить заявителя о результатах проверки – 30 календарных дней с момента принятия заявления.

Выплата средств на расчетный счет производится в течение 10-ти дней с момента отправки уведомления. В случае если плательщик обратился в ФНС по истечению 3-х лет с момента возникновения переплаты, то решение о выплате или об отказе в возврате переплаты принимает суд. Ниже представлена пошаговая инструкция, которая поможет плательщику разобраться в процедуре оформления иска в суд.

Перед обращением в суд подготовьте документы, которые в ходе судебного рассмотрения послужат основанием Ваших требований:

  1. копия заявления о возврате переплаты, по которому получен отказ в связи с истечением установленного срока обращения;
  2. копия решения ФНС об отказе в возмещении (бланк можно скачать здесь ⇒ );
  3. прочие документы, подтверждающие факт и сумму переплаты, а также обоснованность возврата.
  4. акт сверки с ФНС с подтверждением суммы переплаты на указанную дату;

Также в суд можно предъявить переписку с ФНС (уведомления, письма) с информацией, существенной для судебного рассмотрения. Исковое заявление необходимо составить по форме, утвержденной п. 1 ст. 199 Административно-процессуального кодекса РФ.

В тексте документа четко и кратко изложите суть претензии. Обязательно ссылайтесь на нормативно-правовые акты (статьи НК РФ, пункты закона), а также на конкретные документы (декларация, счет-фактура, т.п.), которые являются основаниям для предъявления претензии в адрес ФНС. Бланк документа можно скачать здесь ⇒ .

Перед обращением в суд позаботьтесь об уплате госпошлины, сумма которой определяется в зависимости от цены иска (суммы возврата): Цена иска Размер госпошлины ≤ 20.000 руб. 4% от суммы иска, но не менее 400 руб. 20.001 руб. – 100.000 руб. 800 руб.

+ 3% суммы, превышающей 20.000 руб. 100.001 руб. – 200.000 руб. 3.200 руб.

+ 2% суммы, превышающей 100.000 руб. 200.001 руб. – 1.000.000 руб. 5.200 руб. + 1% суммы, превышающей 200.000 руб.

≥ 1.000.000 руб. 13.200 руб. + 0,5% суммы, превышающей 1.000.000 руб., но не более 60.000 руб.

В районный арбитражный суд по месту регистрации организации/ИП подайте следующие документы:

  1. исковое заявление;
  2. копия решения ФНС об отказе в возврате средств.
  3. выписка из ЕГР, подтверждающая регистрацию организации/ИП;
  4. документы, подтверждающие права заявителя на представление организации в суде (доверенность);
  5. квитанция об оплате госпошлины;
  6. документы, на основании который заявитель обосновывает свои требования (декларации, счета-фактуры, копии платежных поручений, т.п.);

Далее суд рассматривает дела в стандартном порядке и выносит решение, которое подлежит немедленному исполнению. В случае если судебный орган признал Ваши требования к ФНС обоснованными, фискальный орган обязан вернуть переплату по налогу в сроки, утвержденные исполнительным листом.

Читайте также статью ⇒ «». В последние годы споры между налоговиками и плательщиками в вопросе возврата налога становятся все более горячими. Мы проанализировали наиболее значимые судебные решения последних лет и объединили их в разъяснения, которые помогут субъектам хозяйствования отстоять свои интересы перед ФНС.

При исчислении срока подачи в ФНС заявления на возврат при авансовой системе уплаты налога следует руководствоваться Постановлением ФАС от 28.06.2011 N 17750/10.

Согласно решению, 3-летний срок обращения плательщика в ФНС следует отсчитывать от даты подачи годовой декларации за период, в течение которого возникла переплата. Рассмотрим пример. ООО «Элефант» оплачивает налог по УСН ежеквартально авансовыми платежами. В 2015 году бухгалтер «Элефанта» перечислил в бюджет авансовые платежи в следующем порядке:

  1. за 3-й квартал 2015 – 20.005 руб.
  2. за 1-й квартал 2015 – 12.303 руб.;
  3. за 2-й квартал 2015 – 14.880 руб.;

Общая сумма авансов – 47.188 руб.

По итогам 2015 года «Элефант» подал в ФНС налоговую декларацию, в соответствие с которой годовая сумма налога составляет 42.030 руб.

(переплата 5.158 руб.). Дата подачи декларации – 12.02.2016. ООО «Элефант» вправе обратиться в ФНС с заявлением о возврате переплаты до 12.02.2021. Требования о возврате средств после указанного срока могут быть удовлетворены в судебном порядке.

Если при подаче декларации плательщик допустил ошибки, которые впоследствии исправлены путем предоставления уточненной декларации, то 3-летний срок обращения в ФНС определяется на основании даты подачи декларации.

Данная позиция подтверждена многочисленными судебными решениями (постановления ФАС МО от 14.01.2011 №КА-А41/17411-10, ФАС ЦО от 12.10.2011 №Ф09-6257/11, от 07.04.2010 №А5).

Рассмотрим пример. ООО «Франк» – плательщик НДС. В 2017 году «Франк» оплатил налог в следующем порядке:

  1. 07.17 – за 2 квартал 2017 в сумме 41.003 руб.;
  2. 10.17 – за 3 кв. 2017 в сумме 48.550 руб.
  3. 04.17 – за 1 квартал 2017 в сумме 30.880 руб.;

20.10.17 бухгалтер ООО «Франк» подал в ФНС уточненную декларацию, согласно которой сумма налоговых обязательств по НДС составляет 40.440 руб. (переплата 8.110 руб.). «Франк» может обратиться в ФНС для возврата переплаты в течение 3-х лет с момента подачи «уточненки», то есть до 20.10.20.

Ключевым моментом в определении периода, в течение которого плательщик может обратиться в ФНС за возвратом переплаты, является дата, когда субъект хозяйствования узнал о такой переплате. Показательным в данном случае является постановление ФАС МО от 09.09.2011 N А41-45525/10. В рассматриваемом споре организация (ООО) пропустила срок обращения в ФНС по причине того, что налоговики своевременно не уведомили плательщика об имеющейся переплате, и долг ФНС перед организации выяснился при проведении сверки.

В вышеописанной ситуации арбитры встали на сторону плательщика, признав дату переплаты на основании даты проведения сверки, а не по факту возникновения такой переплаты.

Основываясь на примере, можно утверждать, что при отсутствии каких-либо письменных уведомлений от ФНС о наличии переплату, срок возврата можно определять в течение 3-х лет на основании даты акта сверки расчетов с фискальной службой. Читайте также статью ⇒ «». Отправной точкой для определения периода обращения в ФНС за возвратом переплаты можно считать решение фискальной службы, направленное плательщику в письменном виде по факту проведения выездной налоговой проверки. Данная позиция находит свое отражения в следующих судебных решениях:

  1. постановление ФАС СЗО от 24.01.2011 №А56-31881/2010.
  2. постановление ФАС СЗО от 19.04.2011 №А56-31887/2010;
  3. постановление ФАС ВСО от 26.12.2011 №А10-1290/201.;
  4. постановление ФАС СКО от 03.11.2011 №А32-29398/2010;
  5. постановление ФАС УО от 18.08.2011 №Ф09-5149/11;

К примеру, если акт выездной проверки, в котором содержится информация о переплате, датирован 12.04.15, то до 12.04.18 организация вправе взыскать с ФНС задолженность по заявлению.

Читайте также статью ⇒ «». Поделитесь статьей

(нет голосов, будьте первым)

Загрузка.

Рекомендуем похожие статьи Запишитесь в онлайн-школу Бухгалтерия для чайников 29 авторских уроков Поле не заполненоПолучить сейчас! Более 45 000 подписчиков Наши книги © 2021 – Налоги и бухгалтерия. Онлайн-журнал Копирование материалов сайта запрещено.

Все материалы, любая текстовая информация, графическая или видео, а так же структура сайта и оформление страниц, защищены российским и международным законодательством. Присоединяйтесь к нашим сообществам в социальных сетях ^ Adblockdetector

Новые правила возврата излишне уплаченного налога

С 1 октября 2021 года вступят в силу положения , которые упрощают порядок зачёта или возврата переплаты по налогам.

До 1 октября налоговики могут перераспределить излишне уплаченные налоги только внутри бюджета одного вида. Федеральный налог — в федеральный бюджет, региональный — в региональный, местный — в местный. Например, переплатой по НДС — федеральному налогу, нельзя закрыть долг по налогу на имущество — местному налогу.С октября зачесть переплату в счёт будущих платежей по налогу или погасить задолженность по другому налогу можно будет без привязки к уровню бюджета.

Например, за счёт излишне уплаченного в федеральный бюджет налога на прибыль можно погасить недоимки или штраф в региональный бюджет по транспортному налогу или в местный бюджет по земельному налогу.При наличии задолженности по налогам в любой бюджет — федеральный, региональный или местный вернуть деньгами переплату по налогу нельзя. Должник за счёт переплаты обязан сначала погасить свои обязательства по налогам, штрафам и пеням (п. 6 ст. 78 НК РФ).Правила зачёта и возврата излишне уплаченных страховых взносов остаются прежними.

Например, переплату взносов на пенсионное страхование нельзя «перекинуть» на взносы по социальному или медицинскому страхованию (п. 1.1 ст. 78 НК).Переплата возникает из-за ошибок либо самой организации, либо налогового органа.Сами налогоплательщики ошибаются:

  1. при заполнении платёжных поручений на уплату налога, пеней, штрафов. Любая ошибка в КБК или сумме налога приводит к переплате по одному налогу и недоимке по другому.
  2. при расчёте налога. Бухгалтерия может допустить ошибку, когда считает налоговую базу, применяет неправильную ставку налога или не применяет налоговые льготы и вычеты;

Переплата может возникнуть из-за авансовых платежей. Например, компания в течение года перечисляла авансы по налогу на прибыль, но по итогам года налог оказался меньше суммы перечисленных авансов.

Так у компании появилась переплата по налогу на прибыль.Налоговые инспекторы могут по ошибке дважды взыскать налог. Это происходит при одностороннем списании налога, штрафа или пеней с расчётного счёта.

Например, налогоплательщик уже перечислил налоги, но деньги до налоговой инспекции ещё не дошли. И ФНС списывает суммы в безакцептном порядке. Тогда может возникнуть переплата.Обратите внимание!

Переплата по налогам должна быть зафиксирована на лицевой карточке организации в ФНС.

Если, например, компания перечислила налоги через проблемный банк, но они не поступили в бюджет, зачесть или вернуть их не получится.Суды считают, что признание обязанности уплатить налог исполненной не порождает автоматического права налогоплательщика вернуть или зачесть сумму такого налога.Они подтвердили, что налогоплательщик не вправе компенсировать свои потери за счёт бюджета (Определение Верховного суда ).Найти переплату по налогам может как сам налогоплательщик, так и налоговые инспекторы. Вы можете заказать акт сверки в налоговой инспекции или проверить свои перечисления в личном кабинете на сайте ФНС.

В течение пяти рабочих дней после подачи документов налоговики должны оформить акт сверки и направить налогоплательщику.Если переплату первыми обнаружили налоговики, они обязаны известить организацию — в течение 10 рабочих дней они должны выслать письменное сообщение и указать дату выявления переплаты (п.

3 ст. 78 НК РФ). Датой обнаружения переплаты считается день, когда инспектор обнаружил излишки по конкретному налогу.

Независимо от того, сообщила налоговая инспекция о факте излишней уплаты налогоплательщику или нет, переплатой можно распорядиться в течение трёх лет с момента возникновения.Налоги в бюджет за налогоплательщика может перечислить любое другое лицо — организация, предприниматель или гражданин без статуса ИП (абз. 4 п. 1 ст. 45 НК). Но вернуть лишнее или зачесть уплату вправе только сам налогоплательщик.

Третьи лица не могут этого сделать (абз. 5 п. 1 ст. 45 НК).Если организация или ИП выявили переплату по налогам, то излишки можно зачесть в счёт задолженности, оставить на лицевом счёте в ФНС для будущих платежей или вернуть деньги на расчётный счёт.

Рассмотрим каждый пункт отдельно.При наличии задолженности по другим налогам, сборам, штрафам, пеням, инспекторы в первую очередь погасят за счет переплаты недоимку перед бюджетом.

Инспекция самостоятельно решает, долг по какому налогу можно закрыть и сообщает организации.

Но они могут распорядиться только переплатой, которой не больше трёх лет.Организация может самостоятельно подать заявление о зачёте с указанием конкретного налога. Желательно перед этим провести сверку расчетов с бюджетом. Если сумма, указанная в заявлении не будет совпадать с данными налоговой инспекции, налоговики вернут заявление.Налоговая инспекция принимает решение о зачёте или отказе от зачёта излишне уплаченных сумм в счет недоимки в течение 10 рабочих дней:

  1. со дня подписания акта о сверке расчетов с бюджетом, если инспекция и организация провели сверку;
  2. с момента обнаружения переплаты, если организация не обращалась в инспекцию с заявлением о зачёте в счёт конкретного налога;
  3. если камеральная проверка выявила нарушения — со дня, следующего за днём вступления в силу решения.
  4. со дня, следующего за днём завершения камеральной налоговой проверки, которая прошла без доначислений;
  5. с момента вступления в силу решения суда, если организация добилась зачёта через суд;
  6. со дня получения заявления организации о зачёте в счёт конкретного налога, если организация подала такое заявление;

Если недоимки нет, нужно направить в инспекцию заявление на зачёт денег по утвержденной форме КНД 1150057.

Заявления о зачёте налогов, излишне уплаченных в региональные бюджеты по местонахождению обособленных подразделений организации, можно подавать как в налоговую инспекцию по местонахождению организации, так и в налоговые инспекции по местонахождению обособленных подразделений.Срок подачи заявления — в течение трёх лет с момента уплаты излишней суммы налога или взноса.

К заявлению нужно приложить документы, подтверждающие переплату — платёжное поручение или уточнённую декларацию. Налоговая инспекция должна принять решение о зачёте в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления от организации.Засчитывать переплату в счёт будущих платежей по налогам, сборам, пеням и штрафам других налогоплательщиков нельзя. Такой зачёт НК не предусмотрен (письмо Минфина от 06.03.2017 № 03-02-08/12572).Для возврата денег на расчётный счёт, организация подаёт заявление по форме КНД 1150058 в течение трёх лет с момента переплаты.

Чтобы принять решение, у инспекторов есть 10 рабочих дней с момента, как получат заявление или подпишут акт сверки. Через 5 рабочих дней налоговики обязаны сообщить организации или ИП о принятом решении (п. 9 ст. 78 НК). Через месяц — вернуть переплату на банковский счет.

Если налогоплательщик ошибся и указал неверные реквизиты, возврат проведут после уточнения.Возврат сумм излишне уплаченного налога — это право, а не обязанность налогоплательщика.

Организация или ИП могут отказаться от своего права, что не противоречит п. 6 ст. 78 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России № 03-07-11/63803 от 11 декабря 2014 г.).Зачесть или вернуть переплату организация может в течение трёх лет с даты уплаты излишней суммы налога.

Дата уплаты считается по-разному. Например, у НДС, который уплачивается без авансовых платежей, трёхлетний срок будет отсчитываться с даты перечисления налога.

А для налога на прибыль, в котором предусмотрены авансовые платежи, срок будет исчисляться с момента подачи декларации.Если организация пропустила срок подачи заявления, можно обратиться в суд.

При рассмотрении дела в суде срок исковой давности — 3 года будет рассчитываться по нормам гражданского, а не налогового законодательства.

И отсчёт срока идёт не с момента уплаты излишней суммы, а с момента, когда организация узнала или должна была узнать об этом (п. 1 ст. 200 ГК). Но вам придется доказать, что вы узнали о переплате позже, чем она возникла.

А это не так-то просто.ИФНС не проведет зачёт или возврат сумм автоматически. Для этого нужно пройти определенную процедуру.Свериться с налоговой инспекцией. Подайте заявление по месту учёта организации или ИП.

Заявление можно подать на бумажном носителе или послать электронно через ТКС. Заявление составляется в свободной форме, но в нём обязательно укажите:

  • Наименование и адрес ФНС.
  • Данные о сверке: за какой период и по каким налогам.
  • Данные налогоплательщика: наименование, ИНН, юридический адрес.
  • Дата составления заявления.
  • Как вам удобнее получить готовый акт — в налоговой инспекции или электронно.

Через 5 рабочих дней налоговая инспекция пришлёт вам акт сверки.

Если вы согласны с данными в акте, подпишите его и направьте обратно в ФНС.

Если найдёте расхождения — при подписании укажите, что акт подписан с разногласиями.Пользователи могут заказать акт сверки с налоговой в Личном кабинете, результат придет туда же.

Электронную подпись всем пользователям мы оформляем бесплатно.Заполнить заявление и подать в налоговую инспекцию вместе с результатами сверки.

Если переплатили налог в региональные бюджеты, по местонахождению обособленных подразделений заявление подайте по выбору: по местонахождению обособленных подразделений или по местонахождению организации.

Если переплатили из-за ошибки в декларации, придётся составить уточнённую декларацию и подать её вместе с заявлением.Получить решение налоговой инспекции через 10 рабочих дней. При положительном исходе деньги в счёт будущих платежей зачислят в день вынесения решения о зачёте, а вернут — через месяц. Если месяц прошёл, а деньги не поступили, налоговики обязаны заплатить проценты за каждый день просрочки по ставке рефинансирования ЦБ РФ на день нарушения срока возврата.Помните, что инспекция вправе самостоятельно зачесть переплату организации или ИП в счет недоимки по налогам и сообщить об этом.

Но это применимо только в отношении переплаты, которой не больше трёх лет.Если переплата «старше», зачесть её можно лишь после судебного разбирательства. Пост написан компанией Это авторский материал.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+