Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Входит ли придомовая территория в состав общего имущества мкд

Входит ли придомовая территория в состав общего имущества мкд

Входит ли придомовая территория в состав общего имущества мкд

О принадлежности придомового земельного участка


8 августа, 20188 августа, 2018, Вопросы и ответы Объектом права (в данном случае права общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома) является земельный участок (статья 6 Земельного кодекса РФ). Термин «придомовая территория» не используется в области имущественного права. Данный термин используется в градостроительной и коммунально-эксплуатационной деятельности, в связи с чем для понимания вопроса имущественной принадлежности использоваться не может. Земельный участок, расположенный около дома, как отдельный объект не существует, поскольку законодательство оперирует термином

«земельный участок многоквартирного дома с элементами озеленения и благоустройства»

и расположенные на таком участке «объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома» и «площадки отдыха, игровые, спортивные, хозяйственные площадки, гостевые стоянки автотранспорта, зеленые насаждения».

Такой земельный участок определяется исходя из нормативов, действующих/действовавших на момент постройки дома и включает в себя как площадь застройки («пятно застройки»), так и территорию около дома («придомовую территорию»).

При государственной регистрации права собственности на квартиру или нежилое помещение в многоквартирном доме одновременно осуществляется государственная регистрация доли в праве общей собственности на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем (ч.5 ст.

40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Государственная регистрация возникновения, перехода, прекращения, ограничения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах и обременения такого помещения одновременно является государственной регистрацией возникновения, перехода, прекращения, ограничения неразрывно связанных с ним права общей долевой собственности на общее имущество и обременения такого имущества (ч.1 ст.

42 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Аналогичная норма содержалась в ст. 23 Федерального закона № 122-ФЗ в редакции, действовавшей до 1.01.2017.

Земельный участок, входящий в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в действующем федеральном законодательстве описан следующим образом:

  • Жилищный кодекс Российской Федерации (пункт 4 части 1 статьи 36)

Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно ………………. земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты;

  • «Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме» (утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491)

(Пункт 1, подпункты «е» и «ж») «В состав общего имущества включаются: — земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; — иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом».

  • СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 10.06.2010 N 64) *

2.3 земельный участок должен предусматривать возможность организации придомовой территории с четким функциональным зонированием и размещением площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, гостевых стоянок автотранспорта, зеленых насаждений.

Таким образом, в состав земельного участка многоквартирного дома входят детские, спортивные площадки, площадки для отдыха, стоянки автомобилей, озеленение, и пр.

Поскольку УО (ТСЖ) выполняет работы и оказывает услуги по содержанию и обслуживанию общего имущества собственников МКД, в состав которого входит земельный участок, такая УО (ТСЖ) обслуживает этот земельный участок как неотъемлемую часть общего имущества собственников данного дома. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (ч.9 ст.

161 ЖК РФ). Установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги относятся к исключительным полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений (п.16 ст.12 ЖК РФ). Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).

Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (ред. от 27.02.2017) «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» предусматривает «Работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома».
от 27.02.2017)

«О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения»

предусматривает «Работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома».

Согласно разъяснениям Пленума Верховного суда Российской Федерации в Постановлении от 27 июня 2017 г. N 22

«О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»

, плата за жилое помещение (за содержание жилого помещения) – это плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме (п.9 Пленума); в состав общего имущества в многоквартирном доме входит земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства (п.13 Пленума); под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества (п.14 Пленума).

Управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (п.17 Пленума). В п. 19 Пленума также указано, что

«Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома и определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения (части 2 и 4 статьи 156 ЖК РФ)»

. Таким образом, размер платы зависит только от перечисленных показателей, среди которых нет такого фактора, как отсутствие или наличие кадастрового учета земельного участка.

Разъяснение правовых норм относительно земельного участка многоквартирного дома, который не поставлен на кадастровый учет, дано в пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010

«О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»

.

Согласно этим разъяснениям, «если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона публично-правовое образование не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом.

В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ». Данная позиция свидетельствует о том, что высшие суды указали на существующие права собственников помещений в многоквартирных домах на неоформленные земельные участки наравне с оформленными. Более того, Конституционный суд в п.

4.2. постановления от 28.05.11 № 12-П

«По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ»

, частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ в связи с жалобами граждан Е.Ю.

Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова» указал, что «собственники помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован,… фактически осуществляют владение и пользование несформированным земельным участком наравне с собственниками помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым сформирован.» Также необходимо упомянуть суть термина «сформированный участок», «формирование земельного участка», которое не тождественно кадастровому учету.

Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова» указал, что «собственники помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован,… фактически осуществляют владение и пользование несформированным земельным участком наравне с собственниками помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым сформирован.» Также необходимо упомянуть суть термина «сформированный участок», «формирование земельного участка», которое не тождественно кадастровому учету.

Используемый повсеместно термин «формирование земельного участка» в настоящее время в Российском законодательстве не раскрыт.

По данному вопросу позиция Росреестра (профильного федерального органа в части данных правоотношений) изложена в письме от 29.10.2015 N 19-исх/15537-СМ/15, согласно которому

«формирование земельного участка — это комплекс организационных действий и работ, направленных на индивидуализацию земельного участка как объекта гражданских прав, в том числе подготовка документов, содержащих необходимые сведения о земельном участке для осуществления государственного кадастрового учета в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»

(далее — Закон о кадастре) и для осуществления государственной регистрации прав на объект недвижимости в соответствии Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»». (Указанные федеральные законы упомянуты в редакции, действовавшей до 01.01.2017. В настоящее время основные положения этих законов перешли в ФЗ № 218, действующий с 01.01.2017).

Наиболее полно содержание термина «формирование земельного участка» приведено в п.1 ч.4 ст. 30 первой редакции «Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (в настоящее время не действует) применительно к отводу земельных участков из государственных или муниципальных земель для нового строительства. Согласно данной норме, проведение работ по формированию земельного участка включает в себя: — подготовку проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; — определение разрешенного использования земельного участка; — определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно — технического обеспечения; — принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); — публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

После формирования участка проводится его кадастровый учет. Кадастровый учет не является этапом формирования, а является самостоятельной процедурой, представляющей собой лишь учет уже имеющихся характеристик участка (площадь, границы, местоположение на местности), и результатом внесения сведений об участке в орган кадастрового учета. Ответ подготовлен экспертом межрегиональной комиссии НП «ЖКХ Контроль» по контролю обеспечения имущественных прав собственников помещений многоквартирных домов в субъектах и муниципальных образованиях Российской Федерации А.Я.Енгалычевой.

Поделиться Ещё на ту же тему

Невский район: формирование комфортной городской средыЦелевой прием граждан в Самарской области Поиск Ближайшие события

06 Ноя 2021 День рождения Петрова А.И.

07 Ноя 2021 — 09 Ноя 2021 День рождения Дубовского А.Н.

Событие не найдено! Перейти в календарь >> Образовательный проектПоследнее на YouTube Контакты НП «ЖКХ Контроль»: Телефон: +7 (495) 646-0354 105318, г.Москва, ул.

Щербаковская, д.3 оф.503 Мы в социальных сетях ©2021 НП

«Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «

ЖКХ Контроль».

Сайт разработан AdLife Studio

Log in with your credentials Sign in Remember me Lost your password? Forgot your details? Reset Password I remember my details

Ответственность управляющей организации за границами придомовой территории

28 июня 2021Придомовая территория входит в состав общего имущества многоквартирного дома, если земельный участок поставлен на кадастровый учет. О проблемах правового регулирования земельных участков, определяющих придомовую территорию многоквартирного дома (МКД), мы уже писали .

В данной статье мы продолжим рассматривать ответственность управляющей организации за границами придомовой территории.По логике, да и по закону управляющая организация (УО) обязана лишь осуществлять обязательные работы только в пределах придомовой территории, которая отнесена к общему имуществу (ОИ) МКД в силу ст. 36 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ), пункта 2 Правил содержания общего имущества МКД, которые утверждены Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 года (далее — Правила 491).В подпункте «е» пункта 2 Правил 491 указано, что в составе ОИ МКД входит, в том числе и земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.В подпункте 4 пункта 1 ст. 36 ЖК РФ установлено, что к ОИ МКД относится также земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.Таким образом, в состав общего имущества включен только сформированный земельный участок, который поставили на государственный кадастровый учет.

Этот порядок определен статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ (далее — Закон № 189-ФЗ).Но на практике, как мы знаем, органы государственного жилищного надзора (далее — ГЖН), да и суды вслед за ними, нередко пытаются возложить на УО больше ответственности, чем установлено в законе. Не нужно, наверное, никого убеждать в том, что всегда и все надо обжаловать в тех случаях, когда такая несправедливость происходит.

Да и вообще, как сказал один очень умный судья в нашем городе: надо обжаловать все, с чем не согласны.

Не надо позволять думать надзорным и судебным органам, что они могут делать и понимать, как им хочется нормы закона, и кто во что горазд его толковать — ради «святой миссии» пополнения бюджета страны.В этой статье и проанализируем практику судов по данной теме.

Как и каким образом складывается судебная практика по вопросу возложения ответственности на управляющую организацию за содержание, как придомовой территории, так и за ее границами.Решение АС Свердловской области от 18 июля 2016 г. по делу № А60-10108/2016. Проверка контейнерных площадок за пределами придомовой территории муниципальным контролем.
по делу № А60-10108/2016. Проверка контейнерных площадок за пределами придомовой территории муниципальным контролем.

За каждую площадку лихо назначили штраф по 25 000 рублей. За одну даже 2 раза — 2 дня подряд не ленились ездить ее смотреть. Суд посчитал все контейнерные площадки общим имуществом МКД, не вникая в подробности.

УО тоже этому утверждению, по видимому, не противилось, либо в решении суда не отражено это.

В результате суд отменил только двойной штраф за одно и тоже нарушение.Нахождение одной из площадок за пределами придомовой территории не послужило причиной освобождения от штрафа, как и то, что мусоровывозящей организацией несвоевременно вывозился мусор с нарушением графика: «… Доводы заявителя об отсутствии обязанности осуществлять уборку территории прилегающей к контейнерной площадке судом отклоняется, в связи с тем, что обеспечение чистоты на площадке по накоплению отходов и прилегающей к ней территории, является обязанностью общества, прямо предусмотренной законодательством.

Нахождение контейнерной площадки за пределами земельного участка закрепленного за многоквартирным жилым домом, не освобождает заявителя от обязанности соблюдать чистоту на прилегающей к ней территории.Ссылка заявителя на наличие договоров, согласно которым осуществляется оказание услуг по вывозу ТБО и КГО, несостоятельна.

Вывоз отходов с контейнерной площадки с соблюдением графика не свидетельствует о надлежащем поддержании чистоты на прилегающей к ней территории.

Кроме того, нарушение организации вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов, обществу не вменяется».Постановление АС Центрального округа от 11 февраля 2021 г. по делу № А62-2194/2018: в этом деле ГИБДД выдало предписание управляющей организации о том, что она должна организовать ликвидацию зимней скользкости и снегоочистку тротуара и автомобильной дороги в дворовой территории. Мало управляющим организациям муниципального, жилищного и лицензионного контроля, еще и органы ГИБДД вносят свою лепту по выдаче «странных» предписаний.Первая инстанция отменила предписание частично, апелляция — в полном объеме.

Кассация согласилась с апелляцией:

«.Отменяя решение суда и признавая оспариваемое предписание недействительным в полном объеме, апелляционный суд свой вывод мотивировал тем, что общество не является лицом, обязанным содержать автомобильные дороги и отвечать за безопасность дорожного движения, а управление МВД не является лицом, правомочным проводить проверки в отношении исполнения управляющими организациями правил содержания придомовых территорий и выносить предписанияза неосуществление надлежащего ухода за этими территориями»

.Наверное, ГИБДД привыкли, что им все можно. Суды так и считают, но только в пределах их полномочий по надзору за дорожным движением.

Тут они явно зашли не на свою территорию. Хорошо, хоть суды на это указали, и то — во второй и следующей инстанции.Это решение напомнило мне случай из практики работы в управляющей организации, когда ГИБДД направило в наш адрес письмо о том, что надо убрать огромный вал из снега недалеко от дома, обслуживаемой УО.

Тоже грозили штрафом и ответственностью за невыполнение запроса ГИБДД о данных на водителя обслуживающего нашу организацию трактора подрядной организации.

Когда начали выяснять, что это за снежный вал, оказалось, что его «автором» и была нанятая ГИБДД организация, и снег очищен с самой территории областного ГИБДД, которая как раз находилась рядом с нашим домом.

Сомневаюсь, что был хоть кто-то наказан из сотрудников ГИБДД, а также водитель их подрядной организации.Апелляционное определение ВС Республики Карелия от 22 марта 2021 г.

№ 33-1105/2019. Это дело немного не по теме статьи, так как УО наказана за скользкий тротуар на придомовой территории. Но отражает посыл наших судов: УО всегда виновата, раз иск есть, «оправдательного» решения для УО не существует.

Упавшая женщина хотела от УО 1 000 000 (один миллион, Карл!) за моральный вред из-за падения на скользком тротуаре.

Понятно, что здоровье каждого человека бесценно, но суть дела тут вообще интересная. Экспертиза установила, что повреждения у нее старые и не вызваны падением в указанное ею время (!), и ухудшение состояния не может расцениваться как причинение вреда. Но наш самый справедливый суд в мире все равно взыскал 4 т.

руб. морального вреда и 2 т. руб. штрафа с управляющей организации. Вторая инстанция согласилась с таким решением.Постановление Президиума Омского областного суда от 24 сентября 2018 г.

по делу № 44Г-80/2018. Собственник автомобиля подал иск в суд на УО и ФГУП Минобороны о возмещении убытков, причиненных упавшим деревом. Собственником помещения МКД под управлением УО он не являлся.

Первая инстанция взыскала убытки с Минобороны, вторая — с управляющей организации.

Кассация направила дело на новое рассмотрение, так как земельный участок придомовой территории не сформирован, поэтому у УО нет обязанности ухаживать за насаждениями. Кроме того, земельный участок, на котором росло дерево, вообще принадлежит Минобороны, как указано в материалах дела. Каким образом и на основании чего принимала решение по делу апелляционная инстанция — неясно.

Каким образом и на основании чего принимала решение по делу апелляционная инстанция — неясно.

Наверное, «внутреннее убеждение» судей подсказало такое решение. Кстати, апелляция посчитала Правила благоустройства более значимым НПА, чем федеральные нормы закона. И это апелляционная инстанция, не мировой и даже не районный суд!Апелляционное определение Иркутского областного суда от 22 ноября 2017 г.

по делу № 33-9802/2017. Дело тоже очень интересное. И говорит о явном пробеле у некоторых судей в знаниях норм жилищного законодательства. Ребенок поранился на детской площадке.

Иск подан прокурором к администрации города.

Суд первой инстанции в иске отказал. В своей жалобе прокурор теперь посчитал, что суд неверно определил принадлежность детской площадки и отвечать должна УО.

То ли в определении не указано на привлечение УО в качестве соответчика, то ли сразу в вводной части суд забыл указать второго ответчика.

Но в определении апелляционной инстанции второй ответчик в виде УО появляется из ниоткуда, как тот джин из сказки.Но не суть.Апелляция свое решение построила на тех же правилах благоустройства и техническом паспорте дома, где указано о размере придомовой территории в 24 метра от стены дома.

А несчастье с ребенком произошло на 28 метре, где и была детская площадка. К слову, участок придомовой территории не сформирован и на кадастровом учете не стоит, также как и в судебном акте не установлена принадлежность детской площадки к общему имуществу МКД. Но суд все-таки взыскал с администрации ущерб, причиненный здоровью ребенка, хотя и руководствовался при этом странными суждениями и нормами.

И ни одной нормы Жилищного кодекса РФ и иного жилищного законодательства в судебном акте!

Одно радует, что суд не возложил ответственность на управляющую организацию, как принято делать в нашей стране.Апелляционное определение Омского областного суда от 25 октября 2018 г. по делу № 33-6815/2018. Это дело тоже можно отнести к судебным актам со странными выводами, изощренности которых можно позавидовать. Иск за ущерб, причиненный автомобилю упавшим деревом, предъявлен к администрации и управляющей организации.

Хотя земельный участок придомовой территории не сформирован, но суды двух инстанций посчитали виноватой УО и взыскали с нее 200 с лишним тыс. рублей ущерба (да кто бы сомневался в справедливом суде РФ!). Выводы суд сделал следующие:«.Исследовав представленный в дело фотографический материал (том 1, л.д.

128 — 131), выкипировку из электронной карты,суд пришел к выводу о том, что автомобиль истца в момент падения на него дереванаходился в районе земельного участка, относящегося к придомовой территориимногоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Омск, <.>,при этом границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, не определены, в связи с чем содержание придомовой территории осуществляется в пределах фактически обслуживаемой территории, с учетом расположения мест озеленения, благоустройства, объектов инфраструктуры, относящейся к многоквартирному дому.Согласно публичной кадастровой карты Омской области,земельный участок, на котором произрастало упавшее дерево является территорией, принадлежащей муниципалитету г. Омска.В ст. 104

«Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска»

, утв.

Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 45, закреплена обязанность лиц, осуществляющих деятельность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, по содержанию и уборке земельных участков, границы и размер которых определены в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, принадлежащих на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, включая расположенные на таких участках пешеходные дорожки, тротуары, въезды (выезды) во дворы, парковки, детские, спортивные и иные площадки, элементы благоустройства, малые архитектурные формы.В случае если границы и размер земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, не определены, на лиц, осуществляющих деятельность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, возлагается обязанность по содержанию и уборке придомовых территорий, размер которых определяется собственниками помещений в многоквартирных домах на общем собрании собственников помещений в многоквартирных домах, проведенном в соответствии с требованиями статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, с учетом следующих особенностей:До момента определения границ придомовой территории для содержания и уборки обязанность по содержанию и уборке придомовых территорий, в том числе расположенных на таких территориях элементов озеленения, пешеходных дорожек, тротуаров, въездов (выездов) во дворы, детских, спортивных и иных площадок, малых архитектурных форм, иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного многоквартирного дома объектов, возлагается на лиц, осуществляющих деятельность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, в следующих пределах:

  1. десятиметровой территории, прилегающей по периметру к многоквартирным домам, имеющим 5 и более этажей;
  2. всей площади придомовой территории с расположенными на них указанными элементами благоустройства в том случае, если площади придомовых территорий выходят за пределы границ прилегающих территорий, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части, и при этом территория фактически используется собственниками данного многоквартирного дома.
  3. территории, прилегающей по периметру к многоквартирным домам, до границ территорий, обязанности по содержанию и уборке которых возложены на иных хозяйствующих субъектов, в случае если расстояние от многоквартирного дома до данных территорий меньше указанного в пунктах 1, 2 настоящей части расстояния;
  4. пятиметровой территории, прилегающей по периметру к многоквартирным домам, имеющим от 1 до 4 этажей включительно;

.Вопреки доводам апеллянта о действии вышеуказанной нормы во времени, судебная коллегия считает возможным согласится с выводом районного суда относительно способа определения земельного участка, относящегося к периметру обслуживания спорного многоквартирного дома, управляющей компанией (!!!).В частности, сторона истца, со ссылкой на обозреваемые судом апелляционной инстанции фотографии, пояснила, что автостоянка, на которой находился поврежденный автомобиль, является специально оборудованным карманом, расположенным непосредственно перед подъездами многоквартирного дома, и используемым исключительно для парковки его жителями. Упавшее дерево расположено на придомовом земельном участке параллельно с такими объектами инфраструктуры, как детская площадка, непосредственно перед первым подъездом их дома. Вышеуказанная площадка, автостоянка, детская площадка обслуживаются управляющей компанией,о чем также свидетельствует обращение ООО «ЖКО Высотный» в компетентные органы по вопросы кронирования упавшего дерева.Из публичной кадастровой карты также следует, что прилегающий к дому № <.> по <.> земельный участок не относится к близлежащим жилым домам, непосредственно используется жителя вышеуказанного дома.Тот факт, что в схеме по уборке прилегающей территории многоэтажного МКД, расположенного по адресу: <.>, не отражен фактически обслуживаемый земельный участок, не снимает с управляющей компании ответственность за ущерб, причиненный ненадлежащим оказанием услуг.Приведенное свидетельствует о том, что площадь придомовой территории дома по адресу: <.>фактически выходит за пределы десятиметровой территории, прилегающей по периметру к указанному МКД, при том, что границы и размер земельного участка, на котором расположен указанный МКД,не определены в установленном порядке.На основании действующего законодательства управляющая компания предоставляет гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме, услуги по надлежащему содержанию жилья и по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, следовательно, является ответственной по уходу за зелеными насаждениями, в силу чего, состояние относящихся к общему имуществу дома зеленых насаждений, падение которых причинило ущерб имуществу истца, свидетельствует о ненадлежащем качестве оказания услуг».Извиняюсь за «многобукв» — выдержек из определения, но оно сплошь состоит из «перлов» — умозаключений судей апелляционной инстанции.

Не могла их не привести здесь, чтобы показать, как сильно суд стремился снять ответственность с администрации города и повесить ее на управляющую организацию.

И неважно суду было, что участок придомовой территории не сформирован, что Правила благоустройства противоречат федеральному жилищному законодательству.

Раз жители пользуются, значит УО должна убирать и следить за деревьями.

Как будто муниципальной землей им запрещает закон пользоваться, а с муниципалитета законом сняты обязательства по решению вопросов с содержанием муниципальной земли. Также суду было, видно, неважно, что в составе ОИ МКД нет земельного участка, на котором росло дерево.

А перечень работ не содержит работ (то есть, финансирования) по содержанию чужих зеленых насаждений: убирайте бесплатно — управляющим организациям не привыкать…Вот такие «веселые» судебные акты и выводы в них наших судов. С таким правосудием, наверное, сложно вообще заниматься бизнесом в сфере ЖКХ.

Хотя в нашей стране вообще сложно им заниматься, когда у судов и надзорных органов априори виноваты УО, но никак не органы и предприятия государства и муниципалитеты. Никак себя не могут переломить, когда идет всеобщая истерия журналистов о «ворах — управляющих организациях», без конца подогревающаяся в СМИ. Недосуг им вспомнить, что решения надо принимать только на основании принципов законности и справедливости.

Может, когда-нибудь мы доживем до этого счастливого момента…С уважением, Ильмира Носик.Компания «Бурмистр.ру» продолжает прием заявок на «ЗВ-2019». Более подробная информация о сервисе .

Придомовая территория многоквартирного дома

Содержание статьи Множественные трудности, касаемые содержания земельной площади, относящейся к многоквартирному зданию и вопросы управления придомовой территорией многоквартирного дома провоцируют разные проблемы у владельцев.

Зачастую жители интересуются границами всей придомовой земли и тем, кто должен заботиться о ней.

К любому жилью закреплена площадь территории, собственно на ней расположены детские комплексы, площадки для отдыха, тротуары, лужайки и газоны. Покупая жилплощадь, любой участник четко понимает, что впоследствии он будет полноправным владельцем жилища, однако, не всякий новоселец при этом думает о том, кому принадлежит придомовая территория и примыкающий земельный участок.

Покупая жилплощадь, любой участник четко понимает, что впоследствии он будет полноправным владельцем жилища, однако, не всякий новоселец при этом думает о том, кому принадлежит придомовая территория и примыкающий земельный участок.

Коллективной собственностью владельцев жилья в здании представлены не только чердачные помещения, подъезды и подвальные помещения, но и земельная площадь, примыкающая к дому и закрепленная за ним городским муниципалитетом. Основываясь на статье 36 Жилищного Кодекса, к придомовым территориям принадлежат:

  1. пешеходные тротуары, дорожки и мостовые;
  2. разные озелененные области;
  3. гаражи и стоянки;
  4. детские игровые комплексы;
  5. аварийные и сквозные проезды;
  6. трансформаторные, распределительные, тепловые будки и пункты.
  7. спортивные стадионы;

Все это считается придомовой территорией, данные зоны разработаны для обеспеченья многоквартирного здания комфортом и находятся в пределах относящихся дому. Следовательно, есть установленные правила ее использования.

По обыкновенной логике эта территория обязана быть собственностью жителей выстроенного на ней здания, так как придомовая земля с ее палисадниками, скамейками и спортивными площадками первоначально предполагалась для развлечения людей, живущих в доме. В статье 16 Федерального закона по Жилищному Кодексу №-189, обозначено:

  1. Если территория, на которой размещено многоквартирное жилое здание и другие входящие в структуру подобного строения объекты и конструкции, которые связаны с территорией, не создана до внедрения в действие ЖК, то каждый владелец имеет право прибегнуть с соответствующим заявлением в органы общегосударственной власти либо регионального управления с просьбой о создании земельной зоны.
  2. Участок, на котором размещено многоквартирное жилое здание и другие входящие в его структуру объекты и конструкции, которые связаны с территорией являются совокупной (коллективной, общей) долевое имущество владельцев (правообладателей) квартир.
  3. Территория вокруг дома, на которой выстроен многоэтажный жилой дом и другие входящие в число этого здания объекты и конструкции, которые связаны с территорией и созданы до вступления в действие закона и в касательстве которого проведен правительственный расценочный учет, передается свободно в единое (коллективное) долевое имущество владельцев квартир.

Теперь постараемся ответить на вопрос: сколько метров от дома считается придомовая территория?

Землю, на которой возведена многоэтажка зачастую необходимо организовать, то есть обусловить ее пределы на участке и поставить на кадастровый учет в региональном отделении. Нередки и вопросы, сопряженные с уплотнительной застройкой, если жителям ранее имеющегося здания может показаться, на первый взгляд, что противозаконно ущемляют их права.

В данных случаях сперва необходимо выяснить, в каком месте, в частности, завершается владение относящееся к вашему жилью.

Территориальный участок многоэтажного дома и размер придомовой территории многоквартирного дома обусловливается в соответствии с условиями градостроительства и земельного законодательства. Сначала необходимо определить границы придомовой территории (точный метраж) – в соответствии с ФЗ.

Это придомовая земля, обеспечивающая типичное использование самого дома, а ее масштаб будет регулироваться нормативами и инструкциями градостроительства. Как узнать границы? За основу принимается формулировка: Sнор = У×Sк, где определение: Sнор – придомовая площадь многоквартирного дома; Y – удельная мера части территории на кв. метр жилища; Sк – квартирная площадь здания.

Не представляется возможным точно определить придомовую территорию по установленным нормам, так как конкретные габариты не предусмотрены, обычный масштаб этих близлежащих зон – от 3 до 6 м. Однако область может быть и больше.

Параметры придомовой земли (границы придомовой территории многоквартирного дома) – площадь, пределы – отображаются в кадастровом плане территории. Данные сведения являются причинами для расчета расходов управляющих фирм на ремонт и этого места. В случае если придомовая земля не оформлена соответствующим образом, то ответственность по ее содержанию возложена на администрацию муниципалитета.

Зачастую недостаточно только узнать границы придомовой территории многоквартирного дома, необходимо ее официально оформить и обозначить.

  • Второй шаг — назначенное доверенное лицо обязано направиться в орган государственной администрации либо управление регионального управления с утвержденным на общем собрании обращением (заявлением о создании земельной зоны). Управление регионального надзора распорядительным актом, признает проект границ (пределов) этой территории, на основе проведенных процедур по землеустройству. Чтобы пройти гос. оформление прав на совместное (коллективное) владение данной территорией нужно собрать последующий пакет документов: лицензия, устанавливающие бумаги на общее недвижимое имущество; (тех. паспорт, проект); заявка, составленная по всем требованиям, о государственной регистрации права общей долевой имущества, а также схема; данные о владельцах и являющихся собственностью им помещениях; акт, свидетельствующий права агента владельцев; счет о уплате государственной пошлины.
  • Первым шагом необходимо проведение коллективного совещательного собрания владельцев. Постановление всеобщего консилиума берется основной массой голосов от совместного числа голосов участников, по итогу встречи составляется документ (акт). Как определить какие бумаги необходимо составлять при проведении разъясняется в ПП — No 569 от 3.07.2007 г.
  • Третьим шагом станет обозначение самой земельной площади. Оно осуществляется отделами администрации либо аппаратом регионального управления, на территории которых выстроена многоэтажка. Территориальный департамент земельных ресурсов исполняет разработку заключения о бесплатном предоставлении земельной площади в коллективное долевое владение лиц-собственников жилья. Определенные регионы своими нормативами не требуют от владельцев жилья особого постановительного акта отдела регионального контроля, для передачи прилегающей к дому территории в общее долевое имущество.

С момента выполнения гос.

кадастрового учета прилегающая земельная область, на которой размещено многоквартирное жилье и другие входящие в структуру этого здания объекты недвижимой собственности, передается в единое (коллективное) долевое имущество владельцев квартир и помещений.

Распределение в коллективное долевое владение и использование придомовой территории приносит жителям возможность эксплуатировать ее по собственному усмотрению. Помимо этого, качественно возрастает защита двора от противозаконного строительства торговых центров и палаток, вредоносных автозаправок и незаконных жилых зданий.

Жители получают бесплатную приватизацию участков и возможность выгодно распределять финансы на и обслуживание подъездов. В то же время собственники становятся обязанными исполнять обслуживание, содержание и организовывать пользование придомовой территорией, исполнять ремонт, например, дорог и проходов необходимо за собственный счет.

Помимо этого, становится необходимым выплачивать налог и распределять на площади исключительно детские и спортплощадки, а кроме того, автогаражи для участников ВОВ и людей с ограниченными возможностями.

Параметры придомовой земли – площадь, пределы – отображает кадастровый паспорт.

Данные сведения являются причинами для расчета расходов управляющих фирм на уборку этого места. В случае если площадь придомовой территории не оформлена соответствующим образом, то ответственность по ее содержанию возложена на администрацию муниципалитета.

Правильно руководя не только лишь самим объектом, но и прилегающей к нему землей, можно значительно уменьшить затраты, повысить комфортабельность проживания. В любом населенном пункте разрабатывается собственный комплект правил.

Однако в них постоянно содержатся и всеобщие составляющие, созданные на типовых санитарных нормах. Основные работы складываются из:

  1. Огораживание местности, или ее компонентов. Основа основ – это принять к сведению круг интересов жителей в ближних домах.
  2. Посадка и обработка. Необходимо формировать газоны, высаживать кусты с деревьями, озеленять участок.
  3. Уборка придомовой территории. Безоговорочно убирается снег от подъездных дорог, тротуаров, очищаются входы в подъезды и табличка-адрес.
  4. Возводить необходимые строения, устанавливать ограждения, проводить их плановый ремонт.
  5. Дворовое обустройство парковки для автомобилистов крайне важно, от того в каком месте размещается личный автотранспорт зависят многие факторы.
  6. Работы в области формирования участков, где отдыхают дети.
  7. Организовать эксплуатацию участков для .

Почти все находиться в зависимости от того, как к этому относятся сами собственники, в какой мере они инициативно следят за собственным домом и придомовая территория всегда в опрятном состоянии.

Требования к благоустройству очень важно исполнять хотя бы в малом объеме, а за выполнение единовременных трудов, в основной массе случаев, отвечают застройщики.

Процедура и стояночных автозон во дворах всегда является основным критерием при проектировании.

Уже на период проектирования здания предусматривается порядок месторасположения паковочных участков, которыми и оперируют при формировании автостоянки во дворе и ближайшей местности.

Эти принципы владельцы могут употреблять на этапе когда составляется план придомовой территории многоквартирного дома (в соответствии со СНиП) и формировать дополнительные автостоянки, обустройство личных автогаражей, но при этом следует учесть:

  1. промежуток от автостоянки, вмещающей до десяти авто, до корпуса жилого дома должен быть не меньше десяти метров, а вот до гаражей оно может составлять расстояние на четверть больше;
  2. устанавливать гаражи на придомовой земле возможно только лишь при условии, что выезды из данных автогаражей не обращены в сторону корпусов;
  3. разрешается присутствие открытой автостоянки, которая вмещает вплоть до пятидесяти единиц автотранспорта. Когда же разговор идет о местах для стоянки либо гаражах с непрерывным стеновым огораживанием, в таком случае их вместительность может быть повышена вплоть до ста авто. Если места все же недостаточно, то возможна аренда дополнительной зоны.

Жители могут подать жалобу если автостоянка провоцирует различные препятствия и ограничивает возможности жильцов в надлежащие управляющие органы, это муниципальная либо районная гор.

администрация, пожарный надзор, санитарные контролирующие службы. Всегда, когда появляются споры о стоянке машин во дворах, для начала нужно исследовать районные нормативные бумаги.

Придомовая территория, помимо этих законов, регламентируется также в нормах ПДД, которые деректируют зоны, где паркинг по-большому счету не разрешен:

  1. далее, придомовая территория МКД запрещает стоянку грузовых автомашин (свыше трех с половиной тонн) за пределами специально назначенных участков, такой зоной может быть территория, оплаченная торгового центра и находящихся вблизи промышленных зданий;
  2. придомовая территория многоквартирного дома устанавливает нормативы в области парковки и оставления авто на тротуарах, газонах, проходных дорожках и там, где транспорт будет препятствовать перемещению пешеходов либо иного транспорта (велосипед, самокат и др.);
  3. правилами строго запрещен простой во дворах автомашин с работающим мотором более, чем на пять мин., если при этом не выполняется необходимые погрузочно-разгрузочные работы либо не производится посадка и высадка пассажиров. Важность этого принципа возрастает с приходом зимнего времени, если водителю нужно греть авто;
  4. не разрешается мешать проходу и проезду во двор, ставить авто на дистанции ближе, чем пять метров. от мусорных баков;
  5. запрещено самостоятельно, без разрешения ставить заграждения и таким образом закреплять за собой места для парковки;

Собственник авто, ошибочно поставивший собственную машину, будет должен оплатить взыскание.

В случае если такая ситуация с горе-водителем повторится не один раз, работниками автоинспекции будет подниматься положение о лишении нарушителя водительских прав. Принятие заключения о монтаже шлагбаума, установке блоков либо оградительного забора принадлежит к компетенции всеобщего собрания владельцев жилья в этой многоэтажке (МКД):

  1. В случае если в консилиуме приняли участие владельцы квартир либо их агенты, и вопрос решился более чем пятьюдесятью процентами голосов от всеобщего количества, то собрание правоспособно организовать такие решения.
  2. После чего необходимо сконструировать проект конструкции забора и согласовать его с полицией, МЧС и службой 03, для того чтобы был гарантирован независимый проезд авто предписанных экстренных сфер.
  3. Помимо этого, жители имеют все полномочия заграждать местности всеобщего использования: набережные, дороги, сквозные дворовые проезды, озелененные площади. Все это возможно с учетом прав и законных потребностей населения, располагающихся рядом зданий, владельцев соседних наделов и других близлежащих объектов, которым, может быть, нужна эта общедомовая территория для обеспечения доступа либо проезда.

Конструирование, монтаж и текущий ремонт отгораживающих конструкций исполняется за счет личных денег владельцев квартир многоэтажки. Впоследствии окончания возведения заграждение перейдет в единое долевое имущество абсолютно всех владельцев помещений в здании.

Законодательные документы, по которым на сегодняшний день проводят все вычисления стали неактуальными. Глава исполнительной власти доверил создать нормативный акт с новыми принципами образования придомовой местности, однако, и на сегодняшний день территория по-старому является предметом спекуляций и самочинства.

Мы постарались достаточно подробно описать в этой статье, что такое придомовая территория многоквартирного дома и все основные нюансы, связанные с этим вопросом, данная информация поможет собственникам избежать различных курьезных ситуаций и оградить себя от беззакония. Далее, предлагаю посмотреть интересное видео по теме: сколько метров придомовая территория многоквартирного дома.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+