Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Трудовое право - Уполномоченные лица по охране труда профессиональных союзов имеют право

Уполномоченные лица по охране труда профессиональных союзов имеют право

На что имеют право профсоюзные инспекторы труда и уполномоченные по охране труда?


Главный правовой инспектор труда Псковского облсовпрофа Наталья Лепаловская прокомментировала ст. 370 ТК, расширяющую права профсоюзов в сфере контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде: – Профессиональные союзы занимают особое место в системе органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. В отличие от государственных инспекций и органов прокуратуры, не имеющих возможности осуществлять достаточно эффективный и систематический надзор за соблюдением законодательства в социально-трудовой сфере, профсоюзы ежедневно осуществляют деятельность по представительству и защите интересов работников, имеют возможность оперативно провести консультации с работодателями, разъяснить работникам имеющиеся у них права и соответствующие обязанности работодателя.

Преимущество профессиональных союзов в том и состоит, что они всегда рядом с работником и могут и должны оперативно реагировать на происходящее в организации, используя все предоставленные законом средства и методы, и прежде всего право осуществления профсоюзного контроля. Так, ст. 19 “Закона о профсоюзах” устанавливает, что профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в т.ч.

Так, ст. 19 “Закона о профсоюзах” устанавливает, что профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в т.ч.

по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений. Ст. 370 ТК РФ расширяет права профессиональных союзов в указанной сфере, т.к. предоставляет профсоюзам право контроля не только за соблюдением законодательства о труде, но и за соблюдением всех иных нормативных правовых актов (в т.ч.

и локальных), содержащих нормы трудового о права. Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями. Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта Российской Федерации, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов. Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право: – осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; – проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников; – принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; – получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей – индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях; – защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе); – предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников; – направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения; – осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями; – принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов; – принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда; – принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права; – принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; – обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями – индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Статья 370. Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений

от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в статью 370 настоящего Кодекса внесены изменения См.

и другие комментарии к статье 370 ТК РФ Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах. Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.
Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта Российской Федерации, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов. О конституционно-правовом смысле положений части пятой статьи 370 см.

Конституционного Суда РФ от 28 ноября 2021 г. N 37-П Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

О конституционно-правовом смысле положений части шестой статьи 370 см.

Конституционного Суда РФ от 28 ноября 2021 г. N 37-П Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право: осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников; принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей — индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях; защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе); предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников; направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения; осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями; принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов; принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда; принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права; принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве. Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями — индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

См. проведения независимой экспертизы условий труда профсоюзными экспертами, утвержденный Президиума Центрального комитета Профессионального союза работников здравоохранения РФ от 15 декабря 2016 г. N 6-14 См. по осуществлению организациями Профсоюза контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнению условий коллективных договоров, соглашений, одобренные Президиума Центрального комитета Профессионального союза работников здравоохранения РФ от 4 октября 2016 г. N 5-3 См. по организации контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации», утвержденные Президиума Центрального комитета Профессионального союза работников здравоохранения РФ от 6 мая 2021 г.

N 14-94 См. по организации наблюдения (контроля) за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессионального союза, утвержденные Исполкома ФНПР от 26 сентября 2007 г. N 4-6 См. об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза, утвержденное Исполкома ФНПР от 18 октября 2006 г.

N 4-3 < глава 58.> Статья 371. >> Содержание

Статья 20.

Права профсоюзов в области охраны труда и окружающей среды

от 30 декабря 2008 г.

N 309-ФЗ в статью 20 настоящего Федерального закона внесены изменения См. комментарии к статье 20 настоящего Федерального закона 1. вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и окружающей среды, а также в разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профессиональных заболеваний и экологической безопасности.
вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и окружающей среды, а также в разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профессиональных заболеваний и экологической безопасности.

2. Профсоюзы осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда и окружающей среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами. В этих целях они имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве (работе), защищать права и интересы по вопросам условий труда и безопасности на производстве (работе), возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе), а также по другим вопросам охраны труда и окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством.

См. проведения независимой экспертизы условий труда профсоюзными экспертами, утвержденный Президиума Центрального комитета Профессионального союза работников здравоохранения РФ от 15 декабря 2016 г.

N 6-14 3. В случаях выявления нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, профсоюзные органы в организации, профсоюзные инспектора по охране труда вправе потребовать от работодателя немедленного устранения этих нарушений и одновременно обратиться в Федеральную инспекцию труда для принятия неотложных мер. от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ в пункт 4 статьи 20 настоящего Кодекса внесены изменения, по истечении девяноста дней после дня указанного Федерального закона 4.

При невыполнении требований по устранению нарушений, особенно в случаях появления непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, профсоюзные органы, профсоюзные инспектора по охране труда вправе требовать от работодателя, органа управления организацией, должностного лица приостановления работ впредь до принятия окончательного решения Федеральной инспекцией труда. , должностное лицо за неустранение нарушений несут ответственность, предусмотренную законодательством. 5. Профсоюзы вправе участвовать в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, а также в экспертизе безопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов.

< статья 19.> Статья 21. >> Содержание

Статья 370 ТК РФ.

Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений

Новая редакция Ст.

370 ТК РФ Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений. Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями. Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта Российской Федерации, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право: осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников; принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей — индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях; защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе); предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников; направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения; осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями; принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов; принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда; принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права; принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями — индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Статья 370 Трудового кодекса РФ предусматривает право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, затрагивающих конкретные права и законные интересы членов профсоюза. Трудовой кодекс возлагает обязанность контролировать соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на инспекции труда профсоюзов, которые создаются общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

При выявлении профсоюзными инспекторами нарушений трудового законодательства работодатели должны устранить их, сообщив соответствующему органу профсоюзной организации о результатах рассмотрения требований инспекторов. Причем у работодателей есть всего лишь неделя со дня получения требования об устранении выявленных нарушений, что бы сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах. Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

Профсоюзные инспекторы труда имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (не взирая на организационно-правовую форму и форму собственности организации или работодателя — физического лица), у которых трудятся члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение. Цель подобных посещений — проведение проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров и соглашений.

Законодатель наделил профсоюзных инспекторов труда обширными полномочиями, в частности: контролировать соблюдение работодателями трудового законодательства; проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников. Однако инспекторы не вправе устанавливать ни должности, ни профессии работников, которым действующее законодательство предусматривает компенсации за условия труда (письмо Минтруда России от 23.10.2003 N 1649-7); участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, об условиях и охране труда, а также о всех произошедших на производстве несчастных случаях и профессиональных заболеваниях; защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве; требовать от работодателя приостановки работ, если существует угроза жизни и здоровью работников; направлять работодателям обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений; участвовать в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда; обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве и т.д.

Законодатель дал профсоюзным инспекторам очень важные законодательные полномочия: это право участвовать в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и ее субъектов, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права.

Осуществляя указанные полномочия, профессиональные союзы, их инспекции труда взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами, уполномоченными на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями — индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Минтруд в своих рекомендациях от 8 апреля 1994 года N 30 разъяснил вопросы организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива. Они были разработаны в помощь

«трудовым коллективам, их представительным органам и администрации предприятий, учреждений и организаций в организации общественного контроля за охраной труда со стороны уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза или трудового коллектива»

.

Участвуя в трудовом процессе и находясь среди работников своего производственного подразделения, уполномоченные могут осуществлять постоянный контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль за выполнением работниками их обязанностей в этой области.

Участвуя в трудовом процессе и находясь среди работников своего производственного подразделения, уполномоченные могут осуществлять постоянный контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль за выполнением работниками их обязанностей в этой области. Институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.

В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных.

Численность, порядок их избрания и срок полномочий могут быть оговорены в коллективном договоре или ином другом совместном решении работодателя и представительного органа работников.

Профсоюз(-ы), иные уполномоченные работниками представительные органы или трудовые коллективы организовывают выборы уполномоченных в структурных подразделениях или на предприятии в целом. Выборы уполномоченных рекомендуется проводить на общем собрании трудового коллектива подразделения на срок не менее двух лет.

При наличии на предприятии нескольких профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов — каждому из них должно быть предоставлено право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченных.

Уполномоченные могут быть также избраны из числа специалистов, не работающих на данном предприятии (по согласованию с работодателем).

Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда на предприятии. Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда предприятия. Уполномоченные организуют свою работу во взаимодействии с руководителями производственных участков, выборными профсоюзными органами или иными уполномоченными работниками представительными органами, со службой охраны труда и другими службами предприятия, с государственными органами надзора за охраной труда и инспекцией профсоюзов.

Основными задачами уполномоченных является: содействие созданию на предприятии (в производственном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда; осуществление контроля за состоянием охраны труда на предприятии (в производственном подразделении) и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда; представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда; консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда. Уполномоченные выполняют следующие функции: — осуществление контроля за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль за выполнением со стороны работников их обязанностей по обеспечению охраны труда, то есть: соблюдением работниками норм, правил и инструкций по охране труда; правильностью применения ими средств коллективной и индивидуальной защиты (использованием специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты по назначению и содержанием их в чистоте и порядке); — участие в работе комиссий (в качестве представителей работников) по проведению проверок и обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормам и правилам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников и разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков; — участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников; — осуществление контроля за своевременным сообщением руководителем подразделения (работ) о происшедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм о рабочем времени и времени отдыха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда; — участие в организации первой помощи (а после соответствующего обучения — оказание первой помощи) пострадавшему от несчастного случая на производстве; — по поручению профсоюзного органа или иного представительного органа трудового коллектива — участие в расследовании несчастных случаев на производстве; — информирование работников подразделения, в котором они являются уполномоченными, о выявленных нарушениях требований безопасности при проведении работ, состоянии условий и охраны труда на предприятии (в своих подразделениях), проведение разъяснительной работы в трудовом коллективе по вопросам охраны труда.

1. Профессиональный союз — это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г.

N 10-ФЗ

«О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

). Основное предназначение профсоюзов — осуществление защиты прав и интересов своих членов, их представительство перед работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления. Исторически профсоюзы создавались как организации наемных работников, предназначением которых являлось проведение переговоров с работодателями об условиях труда работников (первоначально об изменениях уже существующих условий труда).

Одновременно перед организациями наемных работников встала задача — защитить существующие условия труда от посягательств со стороны работодателей (например, от незаконных увольнений, невыплаты пособий лицам, пострадавшим от несчастных случаев на производстве и т.п.). Однако профсоюзы представляют не всех наемных работников. Статья 11 Закона о профсоюзах определяет, что профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений.

Трудовой кодекс на настоящий момент отказался от принципа представительства профсоюзом в коллективных трудовых отношениях всех работников исключительно на основании передачи полномочий на представительство, заменив его принципом представительства работников, не являющихся членами профсоюза, в силу закона при условии представительности профсоюза (нахождения в его рядах более половины работников, занятых у соответствующего работодателя) или определения профсоюза участником коллективных переговоров (об этом см. подробнее ст. ст. 29, 30, 31 ТК РФ и комментарий к ним).

В тех случаях, когда работодатель, по мнению профсоюза, нарушает субъективные права работников, предусмотренные как законодательством, так и коллективными договорами, соглашениями, профсоюз осуществляет представительство и защиту прав только членов соответствующего профсоюза.

2. Комментируемая статья устанавливает наиболее принципиальные положения осуществления общественного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений как правовых актов социального партнерства. В ней определяются условия и гарантии осуществления профсоюзами деятельности по выявлению фактов нарушений законодательства, договоров о труде и реагированию на выявленные нарушения с целью защиты прав работников. 3. Право на осуществление контроля за соблюдением работодателями законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением коллективных договоров, соглашений предоставлено непосредственно профсоюзам, которые самостоятельно определяют, какие именно органы и (или) лица будут выполнять данную деятельность.

Профсоюзный контроль могут осуществлять: — профсоюзные органы, действующие в конкретной организации (у работодателя); — профсоюзные представители (доверенные лица), в том числе руководители профессионального союза, объединения профессиональных союзов, профсоюзной организации, профорганизаторы, другие лица, уполномоченные на это уставом профессионального союза, объединения профсоюзов, положением о первичной профсоюзной организации или решением профсоюзного органа; — профсоюзные уполномоченные по охране труда, общественные инспекторы выборного профсоюзного органа; — профсоюзные инспекции труда (правовые инспекции труда профсоюзов); — профсоюзные инспекции по охране труда. Как показывает практика, реально действующей может являться лишь та система профсоюзного контроля, в которой сочетается деятельность как лиц, осуществляющих контроль за соблюдением работодателем законодательства на профессиональной основе, так и всех профсоюзных представителей, выбранных работниками — членами профсоюза для представительства перед работодателями их прав и интересов.

4. В целях профессионализации контрольной деятельности профсоюзами могут создаваться специализированные органы: правовые инспекции труда профсоюзов и технические инспекции труда профсоюзов. Правом на создание таких инспекций наделены, во-первых, общероссийские профсоюзы и их объединения и, во-вторых, межрегиональное или территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов, действующее на территории субъекта РФ.

Структура и полномочия инспекций определяются соответствующим профсоюзом или объединением профсоюзов (организаций профсоюзов) самостоятельно и закрепляются в положениях о данных инспекциях.

Межрегиональное или территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов, действующее на территории субъекта РФ, принимает положение об инспекциях труда профсоюзов в соответствии с типовым положением, принятым соответствующим общероссийским объединением профсоюзов. Правовые инспекции труда профсоюзов укомплектовываются специалистами в области права и осуществляют контроль за соблюдением законодательных положений и условий договоров о труде, а также оказывают методическую помощь иным лицам и органам, входящим в систему профсоюзного контроля.

Технические инспекции труда профсоюзов состоят из специалистов, обладающих познаниями в области технологических проблем организации труда, и по общему правилу осуществляют контроль за соблюдением технологических норм, правил по охране труда. 5. Часть 5 комментируемой статьи содержит положения, обеспечивающие деятельность профсоюзных инспекторов труда по фактическому проведению контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В ней также определяются пределы их контрольной деятельности.

В целях проведения контроля профсоюзным инспекторам труда предоставляется право посещать любых работодателей (как организации, так и работодателей — физических лиц). Особый порядок посещения работодателей профсоюзными инспекторами труда законом не установлен, поэтому следует руководствоваться правилами инспектирования организаций, установленными применительно к деятельности должностных лиц федеральной инспекции труда (см.

ст. 360 ТК РФ и комментарий к ней). Процедуры посещения работодателей профсоюзными инспекторами труда могут также определяться коллективными договорами, соглашениями.

Сфера деятельности профсоюзных инспекторов труда ограничена работодателями, с которыми состоят в трудовых отношениях члены профсоюза (члены профсоюзов, входящих в объединение профсоюзов), создавшего соответствующую инспекцию труда.

Профсоюзные инспекторы труда вправе проводить у данных работодателей проверки соблюдения трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также законодательства о профсоюзах, выполнения условий коллективного договора, соглашения. 6. Органы и лица, осуществляющие профсоюзный контроль, имеют право требовать от работодателя устранения выявленных нарушений.

Требование об устранении выявленных нарушений обязательно для рассмотрения работодателем. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает недельный срок для рассмотрения требования, выдвинутого представителями профсоюза. В этот срок работодатель должен принять решение о необходимости удовлетворения требования профсоюза, принять меры к устранению выявленных нарушений и сообщить об этом органу (лицу), выдвинувшему соответствующее требование, либо представить данному органу (лицу) мотивированный отказ в удовлетворении соответствующего требования.

В случае отказа работодателя от устранения выявленного нарушения представители профсоюза вправе обратиться в орган государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, либо по поручению работника — члена профсоюза обратиться в суд для разрешения возникшего индивидуального трудового спора.

Органы и лица, осуществляющие профсоюзный контроль, могут обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Процедура рассмотрения таких обращений определяется административным и уголовно-процессуальным законодательством. При установлении фактов нарушений законов и иных нормативных правовых актов о труде, допущенных руководителем организации, руководителем структурного подразделения организации, их заместителями, работодатель обязан применить к указанным лицам дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения (см.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+