Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Социальное обеспечение - Различия между страховой и бюджетной пенсионной системы

Различия между страховой и бюджетной пенсионной системы

Различия между страховой и бюджетной пенсионной системы

В чем отличия государственной пенсии и страховой: как перейти с одной на другую?


> > >

За последние 15 лет в пенсионной системе России произошло столько изменений, что у людей возникает вопрос: будут ли они получать пенсию?Пенсионные баллы, нестраховые периоды, требования к минимальному – все это сложно для понимания гражданами.Ответ – будут, потому что даже если человек не проработал ни одного дня в своей жизни, он имеет право на денежную поддержку, став нетрудоспособным из-за возраста. Для таких людей существуют государственные пенсии.

Госпенсия (она же пенсия по гособеспечению) – это те выплаты, которые предоставляет страна:

  1. пострадавшим от катастроф вроде аварии на Чернобыльской АЭС;
  2. людям, потерявшим кормильца (дети до 18 лет и студенты до 23, у которых нет одного или обоих родителей);
  3. инвалидам;
  4. нетрудоспособным гражданам, которым нужны средства к существованию.
  5. государственным служащим за выслугу лет;
  6. космонавтам, летчикам;

Рассмотрим теперь более подробно оба понятия и дадим их определения.Средства, назначаемые по инвалидности, потере кормильца или старости называют .Это – гарантия государства, что ни один человек, который не способен зарабатывать, не окажется без поддержки пенсионного обеспечения. с 60 лет женщинам и 65 мужчинам (с 55 и 50 для малых народов Севера), её размер на 2017 год составляет 5034 рубля 23 копейки.Важно!

– это выплаты каждый месяц, которые формируются за счет отчисленных работодателем за всю трудовую деятельность человека в .Они назначаются в случае наступления страхового случая – и (если у человека есть трудовой ), (если он работал), старости (55 лет для слабого пола и 60 для сильного).Она делится на две части – , чей размер устанавливается государством, и второй, сумма которой зависит от накопленных за счет страховых взносов средств.

Главное отличие страховой пенсии от пенсии по гособеспечению в том, что первая выплачивается за счет отчислений страховых взносов в ПФР. Они составляют 22% от годовой зарплаты работника и учитываются на индивидуальном счете.

На нее имеют право те, кто трудился, и чем больше была зарплата, тем больше они будут получать в старости.Вторая выплачивается из федерального бюджета, даже если страховых взносов не было, но имеет строго фиксированный размер.Если проще – страховую пенсию получают те, кто работал и заработал достаточно, а государственную – все, но это копейки.Больше нюансов об отличии страховой и социальной пенсии читайте .

Выясним, как пенсионер может перейти на трудовую выплату с социальной.Когда люди, имеющие право на государственную (социальную) пенсию (инвалиды, а также пострадавшие от радиационных и технокатастроф), продолжают работать, у них возникает право и на трудовую.Согласно назначается одна пенсия — та, где сумма по размеру больше, но существуют некоторые исключения из этого правила.Важно!

На две пенсии имеют право только участники Великой Отечественной войны, блокадники-инвалиды и те, кто получил военные травмы.Итак, человек на госпенсии проработал до 55-60 лет. Чтобы вместо выплат по инвалидности перейти на страховую пенсию, ему необходимо:

  • в ;
  • паспорт;
  • Собрать :
    • заявление о переводе с государственной пенсии на ;
    • паспорт;
    • СНИЛС (о страховом пенсионном свидетельстве подробнее читайте );
    • документы, удостоверяющие страховой стаж с номерами, датами и основаниями выдачи (трудовые договоры, выписки с лицевых счетов, приказы о назначении и т.д.);
    • справку о среднем ежемесячном заработке за 5 лет (60 месяцев) непрерывно до 1 января 2002 г. — её может выдать работодатель, у которого гражданин работал до 2002 г., пример бланка на фото

      а если тот ликвидирован, то надо обращаться в архив: при этом надо указать за какой именно период нужны данные, например с 1972 по 1975 год, пример фото справки

    • документы о дополнительных обстоятельствах (в случае смены фамилии – свидетельство о браке/разводе; свидетельства о рождении детей; справки из жилищных органов о воспитании детей до 8 лет; сведения об иждивенцах и т.д.).
  • документы о дополнительных обстоятельствах (в случае смены фамилии – свидетельство о браке/разводе; свидетельства о рождении детей; справки из жилищных органов о воспитании детей до 8 лет; сведения об иждивенцах и т.д.).
  • заявление о переводе с государственной пенсии на ;
  • лично в ПФР;
  • по почте;
  • Получить разъяснения от работников ПФР, каких документов не хватает.
  • через «Личный кабинет гражданина» на сайте Пенсионного Фонда России онлайн.
  • справку о среднем ежемесячном заработке за 5 лет (60 месяцев) непрерывно до 1 января 2002 г. — её может выдать работодатель, у которого гражданин работал до 2002 г., пример бланка на фото

    а если тот ликвидирован, то надо обращаться в архив: при этом надо указать за какой именно период нужны данные, например с 1972 по 1975 год, пример фото справки

  • Предоставить недостающие документы.

    Лучше сделать это до истечения трех месяцев с момента заявления – тогда моментом обращения за пенсией будет день его подачи.

  • документы, удостоверяющие страховой стаж с номерами, датами и основаниями выдачи (трудовые договоры, выписки с лицевых счетов, приказы о назначении и т.д.);
  • Обратиться в отделение с этим пакетом.

    Неважно, по месту регистрации или фактического проживания. Если обращается законный представитель, то необходимо оформить доверенность на него. Обращение возможно:

    • лично в ПФР;
    • в ;
    • по почте;
    • через «Личный кабинет гражданина» на сайте Пенсионного Фонда России онлайн.
  • СНИЛС (о страховом пенсионном свидетельстве подробнее читайте );
  • Выбрать способ получения пенсии – Почтой (в отделении или на дом), на банковский счет или через специализированную организацию.

Важно!

Ни один нетрудоспособный гражданин Российской Федерации без пенсии не останется.Но вот будет ли это небольшая государственная или вполне приличная – зависит от него самого. ОбсужденияПростым и понятным языком раскрываем все вопросы, связанные с пособиями и льготами. Наши юристы бесплатно ответят на Ваши вопросы!

​Пенсионная система Российской Федерации

Сегодня широкая законодательная база, учитывающая любые возможные нюансы, определяет такую важнейшую сторону жизни каждого гражданина нашей страны, как государственная пенсионная система Российской Федерации. Реформа, появившаяся в 2001-м году, касающаяся пенсий, способствовала принятию Федерального закона о необходимости пенсионного страхования.

Начиная с 2002-го года система выдачи пенсии стала такой, какой мы ее знаем сегодня. Читайте также: Пенсионная система РФ это — представляет собой совокупность законов, задачей которых является поддержка и организация регулярной передачи денежных средств для лиц, уже вышедших на пенсию.

Система государственного пенсионного обеспечения распределяется по трем основным группам:

  1. Обязательное пенсионное страхование. Это выплаты от Пенсионного Фонда или Негосударственной Пенсионной компании. Эта пенсия по труду, предоставляется большинству работающих людей. Накопление средств ведется из обязательных страховых взносов, которые переводятся работодателем в ПФР.
  2. .­­ Данная система ведется частными Пенсионными Фондами и может быть индивидуальным и корпоративным. Получить подобные выплаты может любой человек или организация, решившая заключить отдельный договор с НПФ и обеспечить более высокий уровень жизни на пенсии. Оплачивается подобная услуга пенсионными взносами отдельного человека или компании, ведущей дополнительную защиту средств своих работников.
  3. Государственное пенсионное обеспечение. Государственной организацией, отвечающей за оплату пенсии, является Пенсионный Фонд Российской Федерации. Пенсия от государства передается гражданам из федерального бюджета, распределение ведется среди узких слоев населения.

В трех этих группах можно установить ряд определенных особенностей, каждое отдельное обеспечение работает по определенным принципам, способно предоставить людям разнообразные варианты обеспечения на пенсии.

Стоит внимательно отнестись к структуре системы по расчету и выдаче пенсий РФ.

Структура пенсионной системы РФпенсионное страхование пенсионное обеспечение негосударственное пенсионное обеспечение пенсии по труду пенсии от государства дополнительные пенсии разновидности и причины пожилой возраст потеря члена семьи, отвечающего за доход

  1. пожилой возраст;
  2. потеря кормильца;
  3. социальная пенсия.
  4. инвалидность;
  5. выслуга лет;
  1. до конца жизни;
  2. срочная

инвалидность

  1. накопительная.
  2. страховая;

страховая финансирование из страховых взносов, уплачиваемых работодателем в бюджет ПФР из средств федерального бюджета из добровольных отчислений работника и работодателя организации-страховщики ПФР или НПР (только накопительная часть) Пенсионный Фонд Негосударственный Фонд Целью государственного пенсионного обеспечения является начисление базовой части:

  1. .
  2. ;
  3. пенсии по выслуге лет;
  4. ;
  5. ;

Читайте также: Финансируется государственное пенсионное обеспечение из федерального бюджета. Производится это из сумм единого социального налога, за перечисление которого отвечает работодатель.

Государственную систему пенсионного обеспечения составляют две части:

  1. государственное пенсионное страхование.
  2. государственное пенсионное обеспечение;

Главное в системе страхования, обеспечивающего обязательную выплату пенсии – это создание определенного запаса средств за счет постоянного перевода работодателем определенной суммы на лицевой счет работника:

  1. в Пенсионном Фонде России;
  2. на Негосударственном пенсионном фонде.

Читайте также: Пенсионные накопления гражданина могут быть увеличены в результате грамотного управления ими и благодаря правильному инвестированию. В частности, заключив договор с негосударственным пенсионным фондом, а кроме того в результате самостоятельных дополнительных пенсионных взносов по государственной программе софинансирования пенсий или дополнительного пенсионного обеспечения.

Итак, теперь можно рассматривать средства, направляемые лицам, вышедшим на пенсию, как сумму трех составляющих, которыми являются обязательные пенсионные системы РФ:

  1. Накопительная;
  2. ;
  3. Дополнительная.

В 2004 году появилась возможность передать свои пенсионные накопления для их сохранения и преумножения в частную компанию. Накопить на старость теперь можно в таких крупных негосударственных пенсионных фондах:

  1. Наследие;
  2. ;
  3. АО НПФ «»;
  4. КИТ Финанс;
  5. Благосостояние.
  6. Внешэкономбанк;

Это не полный перечень таких организаций, но эти компании имеют большинство участников. Полный перечень можно посмотреть на официальном сайте ПФР.

Пенсия, на которую переводит отчисления работник, делится на 2 части.

Первая распределяется между нынешними пенсионерами, а вторая остается за работником и накапливается в течение жизни. Но чтобы инфляция не съела все сбережения, они должны приносить доходы.

Именно для этого были созданы негосударственные фонды.

Основное отличие от государственного фонда – возможность делить средства лица между несколькими компаниями и формировать портфель. Фатально ошибиться с их выбором невозможно. Все фонды на территории РФ работают по единым принципам, имеют лицензию от ЦБ и проходят его регулярные проверки. Механизм перевода накоплений из государственного фонда в негосударственный прописан в Постановлении Правительства.

Механизм перевода накоплений из государственного фонда в негосударственный прописан в Постановлении Правительства. Перевести финансы довольно просто. Нужно выбрать НПФ, с которым хочется сотрудничать, затем заключить договор.

Если это индивидуальный пенсионный план, то потребуется также оплатить первый взнос. На большинстве сайтов НПФ можно перевести пенсию удаленно, через их сайт. Потребуется подтвержденная учетная запись в «Госуслуги», данные паспорта и СНИЛС.

В соответствии с федеральным законом №350-ФЗ от 3 октября 2018 года в России начинается постепенное повышение общеустановленного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. Изменения будут происходить поэтапно в течение длительного переходного периода, который составит 10 лет и завершится в 2028 году.

В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. В 2018 году пенсионный возраст женщин составлял 55 лет, пенсионный возраст мужчин – 60 лет.

Для постепенного повышения пенсионного возраста предусмотрен длительный переходный период продолжительностью 10 лет (с 2021 по 2028 год). Адаптацию к новым параметрам пенсионного возраста в первые несколько лет переходного периода также обеспечивает специальная льгота – назначение пенсии на полгода раньше нового пенсионного возраста. Она предусмотрена для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2021 и 2021 годах по условиям прежнего законодательства.

Это женщины 1964–1965 года рождения и мужчины 1959–1960 года рождения.

Благодаря льготе пенсия по новым основаниям будет назначаться уже в 2021 году: женщинам в возрасте 56,5 лет и мужчинам в возрасте 61,5 лет. В течение всего переходного периода продолжают действовать требования по стажу и пенсионным баллам, необходимым для назначения страховой пенсии по старости. Так, в 2021 году для выхода на пенсию требуется не менее 11 лет и 18,6 коэффициента пенсионных балла.
Так, в 2021 году для выхода на пенсию требуется не менее 11 лет и 18,6 коэффициента пенсионных балла. Для правильно расчета пенсионного возраста вы можете воспользоваться .

Оцените статью51100 Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Автор: Команда Bankiros.ru 47 328 просмотров Расскажите друзьям:Подпишитесь на Bankiros.ruПоказать всеПредыдущая статья Оформить пенсионную карту в 2021 году Следующая статья ​Пенсионное обеспечение военнослужащих

Виды пенсионных систем.

И почему солидарная система выгодна при небольших доходах?

17 сен 2018 Продолжаем говорить про пенсии.

Сегодня обсудим, какие виды пенсионных систем есть и как они работают. Пенсионные системы бывают двух видов: распределительная и накопительная.

Суть уже заложена в названии: пока человек работает, он делает отчисления со своей зарплаты или это делает за него работодатель. Эти средства не тратятся на выплаты текущим пенсионерам, а учитываются на отдельном счету, инвестируются и приносят доход. Плюс системы — на нее мало влияет снижение рождаемости, рост продолжительности жизни и, как следствие, рост числа пенсионеров.

Сколько человек сам накопил, столько и будет получать.

Демографическая ситуация его мало волнует.

Минусы:

  1. размер пенсии сильно зависит от выбранной инвестиционной стратегии. Про уже была статья, и ситуация там не радужная
  2. все положительные эффекты от внедрения накопительной системы чувствуются далеко не сразу. Ведь существующим пенсионерам, которые не затронуты накопительной системой, все равно необходимо платить пенсии. Это увеличивает нагрузку на госбюджет (или заставляет государство увеличить пенсионные отчисления).
  3. в такой системе беззащитными оказываются те, кто сам не может накопить на пенсию: инвалиды, люди с маленьким стажем, многодетные матери и т.п. Также уязвимы и их родственники, на которых возлагается нагрузка по их обеспечению. Всем этим людям остается только ждать милости от государства

Распределительная система работает по принципу солидарности или взаимопомощи поколений.

Поэтому ее еще называют солидарной. Работающие люди с помощью своих отчислений обеспечивают жизнь пенсионеров. Т. е. каждое поколение получает пенсии за счет следующего.

При этом уплаченные взносы не инвестируются, а идут на выплату текущих пенсий. Плюс распределительной системы — пенсии получают и те, кто сам не смог своими отчислениями обеспечить себе пенсии.

Минус –зависимость от демографической ситуации. Система зависит от соотношения доходов(а именно от количества плательщиков и размера отчислений) и расходов, то есть от количества пенсионеров и размера выплат.

Изменение любого из этих чисел неизбежно сказывается на балансе всей системы. Если рождаемость падает, а продолжительность жизни растет, текущих отчислений перестает хватать на выплаты пенсий. Об этой проблеме еще в 1994 году писал Всемирный банк в своем докладе «Предупреждение всемирного кризиса старения» (Averting the Old Age Crisis).

Об этой проблеме еще в 1994 году писал Всемирный банк в своем докладе «Предупреждение всемирного кризиса старения» (Averting the Old Age Crisis). Накопительная, где каждый сам за себя, или солидарная, где и взносы, и пенсии равномерно распределяются между людьми? Да, накопительная система хороша тем, что ваши взносы только ваши.

Если они есть, и если их достаточно.

А если нет — то это только ваша проблема.

Хотите вы такой схемы для себя? И помните, что при такой системе, если ваши родители не накопили себе на пенсию, — это тоже ваши проблемы. Если ваша жена родила нескольких детей, и из-за этого ее отчислений не хватит на нормальную пенсию — это тоже будет ваша проблема. А у жены тоже есть родители, и если и они по каким-то причинам не накопили на пенсию, то угадайте, чья это проблема?
А у жены тоже есть родители, и если и они по каким-то причинам не накопили на пенсию, то угадайте, чья это проблема?

Не много приходится на одного человека? Получается, что накопительная система хороша для здоровых холостых людей без малообеспеченных родителей. Сурово, но так. Остальным выгоднее солидарная система, в которой их могут хотя бы подстраховать от чрезмерной нагрузки.

У нас в России пенсионная система распределительная.

, поэтому дальше давайте говорить про распределительную систему. Давайте рассмотрим на примерах. Иван получает ежемесячно зарплату 130 500 рублей. Зарплата у Ивана белая, то есть работодатель исправно делает отчисления в ПФР. И не только туда, но сейчас не об этом. Взносы в ПФР рассчитываются с зарплаты до вычета НДФЛ.
Взносы в ПФР рассчитываются с зарплаты до вычета НДФЛ. У Ивана это 1 800 000 рублей в год.

Считаем, сколько денег идет с его дохода в ПФР.

Предельная сумма, с которой уплачивается 22% взносов, — 1 021 000 рублей. То есть с этой суммы Иван платит в ПФР 224 620 рублей. А что с остальными доходами? С суммы дохода выше 1 021 000 рублей в год уплачиваются пенсионные взносы по ставке 10%.

То есть (1 800 000 — 1 021 000) * 10% = 779 000 * 10% = 77 900 рублей. Итого с зарплаты Ивана в ПФР отчисляется 224 620 + 77 900 = 302 520 рублей взносов в год.

Или в среднем 25 210 рублей в месяц. Средний размер пенсии в 2017 году составил 13 800 рублей. То есть фактически отчислений Ивана хватает на пенсии 2 пенсионерам.

Еще пример. Василий. Ежемесячная зарплата до налогов 15 000 рублей в месяц или 180 000 рублей в год. Считаем, сколько денег идет с его дохода в ПФР. 180 000 * 22% = 39 600 рублей в год.

Или 3 300 рублей в месяц. То есть чтобы выплатить среднюю пенсию одному пенсионеру нужны отчисления 4 работников с зарплатой 15 000 рублей. Что немаловажно, при таких отчислениях в ПФР средств Василия не хватило бы даже для финансирования его собственной минимальной пенсии в будущем.

Стоит напомнить так же, что индивидуальные предприниматели (ИП) в 2018 году перечисляют в ПФР 26545 руб в год при доходах менее 300 тыс.

руб. Если доходы ИП превышают 300 тыс.

руб, до добавляется еще 1%. Но общая сумма пенсионных начислений все равно довольно маленькая.

Если ИП заработал 1 млн. руб, то в ПФР он заплатит 33545 руб. Ситуация еще более плачевная чем у Василия.

Пенсию ИП будут выплачивать «вскладчину» другие участники солидарной системы.

При солидарной системе распределяются не только выплаты между всеми пенсионерами, но и взносы между работающими.

Каждый обеспечивает столько пенсионеров, сколько может. Кто-то может обеспечить четверть пенсии, кто-то 2 и даже больше, а пенсии при этом получают все. Благодаря такой системе снижается нагрузка на людей с небольшими доходами.

Так, Василий из примера не смог бы содержать родителей. Ему распределительная система выгодна, т.к.

при ней его родители получают в среднем 27 000 р. на двоих, при том, что Василий платит взносов 3 300 рублей. При распределительной системе обществу выгодно, чтобы максимальное число людей получали высокие доходы.

И при этом платили все налоги и взносы.

Так, Иван из примера своими отчислениями с зарплаты в 150 000 рублей (до уплаты НДФЛ) содержит 2 пенсионеров вне зависимости от того, есть у него родители или нет.

При накопительной системе личные доходы были бы личной выгодой или проблемой каждого отдельного человека. Однако наилучший эффект достигается от одновременной работы распределительной и накопительной систем. Причем именно добровольной накопительной, когда человек сам решает, сколько он будет откладывать денег на пенсию и куда.

Именно благодаря одновременному использованию обоих систем и получают высокие выплаты в размере 58-83% от предыдущих доходов.

Теги:

— — — — — — — — — Автор Email Введите сумму 8 + 3 Дистанционное обучение. Видеозаписи, материалы, тесты Сервис поможет вам проверить как себя вел портфель, состоящий из набора российских и зарубежных активов: ПИФы, ETFы и акции, торгуемые на ММВБ, NYSE, NASDAQ и других биржах.

  1. © Copyright 2012-2020; ООО «МБК Развитие». При копировании материалов с сайта ссылка на первоисточник обязательна. наверх

В чем отличие страховой пенсии от государственной

В Республике Адыгея проживает 127 115 пенсионеров.

Большинство из них являются получателями страховых пенсий (117 284 человека, или 92,3% от общей численности). Средний размер страховой пенсии по старости в нашем регионе составляет 12 084,88 рублей.

Страховая пенсия является основным видом пенсий в России. Формирование страховой пенсии происходит за счет страховых взносов, которые работодатели уплачивают в период трудовой деятельности за своих работников и за себя в систему обязательного пенсионного страхования.

Размер будущих страховых пенсий работающих граждан, зарегистрированных в системе ОПС, зависит от длительности страхового стажа, возраста обращения за назначением страховой пенсии и размера официальной заработной платы. Страховая пенсия является частичной компенсацией зарплаты и иных выплат, утраченных в связи с наступлением страхового случая. В зависимости от страхового случая, в связи с которым назначается страховая пенсия, различаются следующие её виды: страховая пенсия по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению в Адыгее получают 9 831 человек, или 7,7% от общей численности пенсионеров в регионе. Средний размер пенсии по государственному пенсионному обеспечению в республике составляет 8 145,57 рублей.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению финансируются за счет государственного бюджета, а не за счёт средств бюджета Пенсионного фонда.

Они назначаются отдельным категориям граждан: военнослужащим, гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших военнослужащих. Основным видом пенсии по государственному пенсионному обеспечению являются социальные пенсии, которые выплачиваются нетрудоспособным гражданам, постоянно проживающим в Российской Федерации, по достижении 60 лет женщинами и 65 лет мужчинами.

При этом, никаких требований относительно страхового стажа или пенсионных коэффициентов для получения социальной пенсии нет.

Текст книги «Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ»

Для работников правоприменительных органов важное значение имеет толкование норм права. Под ним понимается деятельность органов, организаций, осуществляющих социальное обеспечение, которая направлена на установление содержания правовых норм, на раскрытие в них воли власти.

Цель толкования – правильное точное и единообразное понимание и применение закона, выявление его сути, которую законодатель вложил в формулировку.

Толкование – сложное комплексное и многоаспектное явление. Рассмотрим такой аспект толкования, как разъяснение содержания нормы.

Под ним понимается деятельность определенных органов, имеющие целью обеспечить правильное и единообразное осуществление толкования нормы во всех случаях, на которые она рассчитана, устранить неясности, возможные ошибки при ее применении.

Также толкование дается в форме официального акта.

Такие акты издаются в виде разъяснений, рекомендаций, писем, обзоров в практике. Правом издания таких актов имеет Министерство труда и социальной защиты, ПФ, ФСС, ФОМС, Министерство обороны и другие организации, имеющие отношение к социальному обеспечению. Например, длительность страхового стажа влияет на размер трудовой пенсии.

В законодательстве есть определенные «Периоды, включаемые в страховой стаж». ПФ, с целью толкования этого понятия издал разъяснение, в котором указано какие именно периоды включаются в страховой стаж. Используя эти разъяснения, пенсионные органы правильно устанавливают размер пенсий в соответствии с Перечнем страхового стажа.

План: 1) Понятие государственной системы социального обеспечения; 2) Государственная пенсионная система: а) Страховая и бюджетная пенсионная системы; б) Источники финансирования пенсионных систем; в) Круг лиц, подлежащих пенсионному обеспечению; г) Виды пенсий; д) Условия предоставления пенсий; е) Нормативно-правовые акты (НПА), регулирующие пенсионные отношения; ж) Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение. При определении понятия системы социального обеспечения мы исходим из того, что под системой понимается множество элементов, образующих определенное единство.

В основу определения системы социального обеспечения и выделения ее отдельных элементов могут быть заложены различные признаки (критерии): – Форма организации; – Круг лиц; – Виды обеспечения; – Условия предоставления социального обеспечения; – Размеры обеспечения и т. д. Например, по формам организации систему социального обеспечения можно представить в виде 2 элементов: 1) Обязательное социальное страхование (ОСС); 2) Социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета. Чаще всего в научной литературе систему социального обеспечения делят по видам социального обеспечения.

Эти виды в свою очередь тоже являются системами. Система социального обеспечения состоит из: – Пенсионной системы; – Системы социальных пособий и социальных компенсационных выплат; – Системы социально обслуживания; – Системы медицинской помощи и лечения; – Системы государственной социальной помощи; – Системы социальных льгот и преимуществ. Указанные системы являются составляющими элементами российской системы социального обеспечения и регулируются нормами ПСО.

Государственная пенсионная система в РФ в настоящее время не имеет единства. Согласно действующему пенсионному законодательству она состоит 2 относительно самостоятельных пенсионных систем: 1) Обязательное пенсионное страхование (ОПС); 2) Государственное пенсионное обеспечение. Законодатель провел такое деление исходя из существующей организации финансирования пенсионного обеспечения.

Исходя из этого назовем эти 2 системы следующим образом: а) Страховая пенсионная система; б) Бюджетная пенсионная система.

Страховая пенсионная система – система создаваемых государством правовых, экономических, организационных мер, которая направлена на возмещение гражданам заработка или других доходов, получаемых ими до установления пенсии в порядке обязательного страхового обеспечения. Бюджетная пенсионная система – система правовых, экономических, организационных мер, создаваемых государством в целях компенсации гражданам заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы, либо компенсация вреда, нанесенного им здоровья при прохождении военной службы, в результате радиационных, техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности, потери кормильца, при достижении установленного законом возраста, либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств существования.

Различий между 2-мя пенсионными системами много, поэтому назовем главные из них: 1) Источники их финансирования; 2) Круг лиц, подлежащих обеспечению пенсиями; 3) Виды пенсий; 4) Условия предоставления пенсий; 5) Нормативно-правовые акты (НПА), регулирующие пенсионное обеспечение; 6) Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение. В рамках страховой пенсионной системы таким источником является бюджет Пенсионного Фонда (ПФ).

Он формируется из разных источников, основным является – уплата страховых взносов, а также ассигнования из федерального бюджета, суммы пеней и иных финансовых санкций, доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств ОПС. В последние годы появились и другие источники пополнения бюджета фонда – добровольные взносы физических и юридических лиц.

Финансирован7ие пенсий по бюджетной пенсионной системе производится за счет средств государственного бюджета, включающего: федеральный, региональный и местный бюджеты. Эти средства формируются за счет налогов, предусмотренных налоговым законодательством, а также иных финансовых источников. Различие пенсионных систем можно наблюдать и по категориям лиц, обеспечивающихся пенсиями.

Страховая пенсионная система охватывает граждан, застрахованных ОПС, которые имеют право на трудовые (страховые) пенсии. К этим гражданам относятся: 1) Граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору; 2) Самостоятельно обеспечивающие себя работой (ИП, частные детективы, адвокаты, нотариусы, частная практика); 3) Граждане, являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств; 4) Граждане, являющие членами родовых семейных общин малочисленных народов севера, занятые традиционными отраслями хозяйства; 5) Лица, работающие за пределами территории РФ, если они выплачивают страховые взносы.

Право на получение пенсии по бюджетной пенсионной системе имеют только российские граждане, к ним относятся: 1) Федеральные государственные служащие, государственные служащие субъектов РФ, государственные служащие местного самоуправления (МСУ); 2) Военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, участники ВОВ, участники боевых действий; 3) Пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф и нетрудоспособные граждане, не имеющие прав на трудовые (страховые) пенсии. Для граждан, имеющих одновременно право на различные пенсии (страховые и бюджетные) устанавливается одна пенсия по их выбору (исключение составляют только несколько категорий граждан, например, участники ВОВ). По страховой пенсионной системе в настоящее время назначаются и выплачиваются следующие виды пенсий: 1) Трудовая пенсия по старости; 2) Трудовая пенсия по инвалидности; 3) Трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

С 1 января 2015г. вместо трудовых пенсий будет назначатся, и выплачиваться страховые и накопительные пенсии. Эти 2 новых вида пенсии будут назначаться тем гражданам, которые начали свою трудовую деятельность в 2015г.

По бюджетной пенсионной системе назначаются и выплачиваются следующие виды пенсий: 1) Пенсия по старости; 2) Пенсия по инвалидности; 3) Пенсия за выслугу лет; 4) Социальная пенсия. Условия предоставления пенсий по 2 пенсионным системам зависят и от категории лиц, которым они назначаются.

Право на пенсию по страховой пенсионной системе зависит от условий, установленных для каждой категории ее получателей.

Право на трудовую пенсию по старости мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет, и имеющие продолжительность страхового стажа не менее 5 лет.

Для некоторых категорий граждан трудовая пенсия по старости назначается досрочно, т.е.

со снижением возраста. Это право возникает у граждан, занятых на работах с особыми условиями труда, работавших в особых природно-климатических условиях, являвшихся безработными перед назначением пенсии или имевших особе медико-биологические особенности. Трудовая пенсия по инвалидности предоставляется лицу, признанному органами медико-социальной экспертизы (МСЭ) инвалидом с установлением ему III, II, I группы инвалидности и при наличии страхового стажа любой продолжительности. Для получения трудовой пенсии по случаю потери кормильца, необходимо иметь статус нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца, состоявшего на его иждивении.

Для получения пенсии по бюджетной пенсионной системе для каждой категории граждан устанавливаются свои условия: 1) право на пенсию за выслугу лет федеральные государственные служащие получают при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет и при условии их увольнения с федеральной государственной службы. 2) пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, ставшими инвалидами: а) В период прохождения военной службы по призыву; б) Не позднее 3-х месяцев после увольнения с военной службы; в) В случае наступления инвалидности позднее этого срока, но вследствие ранения, увечья, заболевания, полученного в период прохождения военной службы.

В РФ отсутствует единая система пенсионного обеспечения, поэтому существует много разных законов, регулирующих пенсионное обеспечение. К основным законам относятся: 1) По страховой пенсионной системе: а) ФЗ от 17.12.2001г.

№173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»; б) ФЗ от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об Обязательном пенсионном страховании в РФ»; в) ФЗ от 01.04.1996г.

№27-ФЗ

«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»

; г) ФЗ от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях»; д) ФЗ от 28.12.2013г. №424-ФЗ «О накопительной пенсии».

2) По бюджетной пенсионной системе: а) ФЗ от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»; б) Закон РФ от 12.02.1993г.

№4468—1

«О пенсионном обеспечении лиц, проходившим военную службу, службу в органах Внутренних Дел, государственной противопожарной службе, органов по контролю за оборотом наркотических веществ и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и их семей»

.

По страховой пенсионной системе органами, осуществляющие пенсионное обеспечение являются органы ПФ. К ним относятся: правления и дирекция ПФ, расположенные в Москве, Отделения ПФ, расположенные в субъектах РФ.

Управления ПФ в городах и районах, пенсионные отделы в небольших населённых пунктах.

Бюджет пенсионной системы осуществляется пенсионным обеспечением комбинировано, то есть часть бюджетных пенсий через свои органы назначается и выплачивается в ПФ, а другая часть бюджетных пенсий назначает и выплачивает пенсионное Управление, отделы, службы, Министерства обороны, внутренних дел, МЧС, ФСБ, ФСИН, служба наркоконтроля и другие ведомства. План: 1) Нормативно-правовая база пособий и компенсационных выплат; 2) Основания классификации пособий и компенсационных выплат; 3) Виды пособий и компенсационных выплат; 4) Страховые и бюджетные пособия.

Социальные пособия и компенсационные выплаты являются одним из видов социального обеспечения, предоставляются в денежной форме и по значимости для российских граждан находятся на 2-ом месте после пенсий.

Как и у пенсионного обеспечения НПБ (нормативно-правовая база) пособий, компенсационных выплат является обширной.

Назовем основные законы в этой области: 1) Закон РФ от 19.04.1991 г.

«О занятости населения в РФ»; 2) ФЗ от 19.05.1995 г.

«О государственных пособиях гражданам, имеющих детей»

; 3) ФЗ от 12.12.1996 г. «О погребении и похоронном деле»; 4) ФЗ от 24.07.1998 г.

«Об ОСС о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях»

; 5) ФЗ от 17.09.1998 г.

«Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»; 6) ФЗ от 16.07.1999 г.

«Об основах ОСС»; 7) ФЗ от 29.12.2009 г.

«Об ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

.

Так как финансирование ряда пособий осуществляется за счёт бюджетов субъектов РФ, в них принимаются законы по пособиям.

Например, закон СПб

«По социальной поддержке семей, имеющих детей, в СПб (17 ноября 2004 г.)»

Большинство компенсационных выплат были введены изданием указа Президента и постановлением Правительства.

Например, указ Президента РФ от 26 декабря 2006 года

«О компенсационных выплатах лицам, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами»

. Социальные пособия и компенсационные выплаты можно классифицировать (разделить на классы, группы) по разным основаниям. Такими основаниями являются: 1) Целевое назначение пособия или компенсации (компенсационного заработка, дополнительных доходов семьи, охраны здоровья матери и ребёнка, обеспечение средств к существованию на период отсутствия у кого-либо из членов семьи заработка или иного дохода); 2) Продолжительность выплаты (единовременно, ежемесячно, периодически); 3) Финансовые источники (средства ПФ, фонды социального страхования, средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов РФ, субвенции); 4) Круг субъектов – получателей (пособия и компенсации для всех граждан и пособия для работающих граждан); 5) Социально правовые основания выплаты пособия (временная нетрудоспособность, деторождение, бедность, потребность охраны бюджета семьи при неординарных обстоятельствах); 6) Порядок определения размеров пособий и компенсаций (в твёрдой денежной сумме, в размере, соотносящиеся с прожиточным минимумом в регионах); 7) Действия в пространстве (федеральные и региональные пособия); 8) Органы, предоставляющие пособия (работодатель, орган социальной защиты населения (ОСЗН), органы ПФ и фонды социального страхования, органы службы занятости, органы миграционной службы, органы субъектов РФ).

В РФ назначаются и выплачиваются следующие виды пособий: 1) Пособие по временной нетрудоспособности, (периодическое, размер зависит от продолжительности стажа, заработка, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой пособие не получают); 2) Пособие по беременности и родам, (периодическое, размер зависит от стажа и величины заработка, имеют право только занятые); 3) Пособие женщинам, вставшие на учет в медицинское учреждение в ранние сроки беременности, (единовременное, назначается в дополнение к пособию по беременности и родам, выплачивается в твердом размере); 4) Пособие при рождении ребенка, (единовременное, выплачивается в твердом размере, право на него имеют все женщины, если их роды официально зарегистрированы); 5) Пособие на погребение, (единовременное, выплачивается в твердом размере); 6) Пособие по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет, (ежемесячное, в твердом размере, получает 1 из членов семьи, непосредственно осуществляющий уход); 7) Пособие на ребенка, (всем, в твердом размере, семьям, чей доход ниже прожиточного минимума); 8) Пособие при передаче ребенка на воспитание в приемную семью, (единовременное, в твердом размере); 9) Пособие при возникновении послевакцинных осложнений (единовременно, в твердом размере); 10) Пособие при заражении вирусом иммунодефицита человека, (единовременное, в твердом размере, только медицинским работникам, заразившимся при исполнении служебных обязанностей); 11) Пособие гражданам, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, (единовременное, размер зависит от степени утраты трудоспособности); 12) Пособие гражданам, получивших свидетельство о признании их беженцами, (единовременно, в твердом размере); 13) Пособие гражданам, получивших свидетельство о признании их вынужденными переселенцами, (единовременное, в твердом размере); 14) Пособие супругам военнослужащих, проходящих службу по контракту в период проживания вместе с супругом в местностях, где они не могут устроиться по специальности, (ежемесячное, в твердом размере); 15) Пособие беременным женам военнослужащих, проходящих по призыву, (ежемесячное, в твердом размере) 16) Пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, (ежемесячное, в твердом размере) 4 17) Пособие гражданам, проходившим военную службу по контракту и уволенные с военной службы (единовременное, в твердом размере); 18) Пособие гражданам, привлекаемые к борьбе с терроризмом, (единовременное, в твердом размере); 19) Пособие гражданам, из числа детей-сирот, (единовременное, в твердом размере); 20) Пособие по безработице, (ежемесячное, в твердом размере). Компенсационные выплаты – новый вид социального обеспечения, введенный в РФ 90-х гг.

20 века. Компенсационные выплаты – денежные выплаты отдельным категориям граждан в целях возмещения утраченного заработка или для компенсации дополнительных расходов, вызванных различными жизненными обстоятельствами.

Компенсационные выплаты по характеру напоминают пособия, но отличаются от них, во-первых, размером, выплачиваемых сумм; во-вторых, обстоятельствами назначения. Виды компенсационных выплат: 1) По уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет; 2) На период академического отпуска студентам, обучающимся по очной форме; 3) Неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными лицами; 4) Неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов Внутренних Дел (ВД) и органов Уголовно-исполнительной системы (УИС); 5) Гражданам пострадавших от техногенных и радиационных катастроф; 6) Гражданам, работающим с химическим оружием и получившим заражение; 7) Пенсионерам, проживающих на крайнем севере и приравненных к ним местностям для компенсации проезда к месту отдыха и обратно; 8) На питание учащимся общеобразовательных школ; 9) Судьям, после ухода в отставку на приобретение проездных документов. Все компенсационные выплаты являются бюджетными, а пособия делятся на страховые и бюджетные.

Страховые пособия выплачиваются из бюджетов Фонда социального страхования (ФСС) и Пенсионного фонда (ПФ). К страховым пособиям относится: 1) Пособие по временной нетрудоспособности; 2) Пособие по беременности и родам; 3) Пособие женщинам, вставшим на медицинский учёт в ранние сроки беременности; 4) Пособие при рождении ребенка; 5) Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет; 6) Пособие на погребение. Все остальные пособия относятся к бюджетным.

План: 1) Понятие социального обслуживания 2) Система социального облуживания.

Социальное обслуживание представляет самостоятельный вид социального обеспечения. Его можно представить, как комплекс разнообразных социальных услуг и выдач, предоставляемых престарелым инвалидам малообеспеченным гражданам бесплатно или за частичную оплату.

Социальное обслуживание в основном осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ. Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, социально правовых, психолого-педагогических услуг для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Как и все другие виды социального обеспечения, социальное обслуживание имеет собственную НПБ (нормативно правовую базу). Основными законами в этой сфере являются: 1) ФЗ от 02.08.1995 г

«О социальном обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов»

; 2) ФЗ 24.11.1995 г «О социальной защите инвалидов в РФ»; 3) ФЗ 10.12.1995г «Об основах социального обслуживания населения в РФ».

Государственная пенсионная система

3 в России в настоящее время не едина.

Согласно действующему пенсионному законодательству, она состоит из двух относительно самостоятельных пенсионных систем — это обязательное пенсионное страхование и государственное пенсионное обеспечение.

Названы они так потому, что законодатель, надо полагать, хотел провести такое деление исходя из существующих форм организации пенсионного обеспечения и главным образом в за- висимости от финансовых источников — страховых платежей и средств государственного бюджета.

Страховая пенсионная система — это система создаваемых го- сударством правовых, экономических и организационных мер, которая должна быть направлена на возмещение гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления пенсий в порядке обязательного страхового обеспечения. Бюджетная пенсионная система- система правовых, экономических и организационных мер, создаваемых государством в целях компенсации гражданам заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на пенсию; либо компенсации вреда, нанесенного их здоровью при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Различий между двумя пенсионными системами много, поэтому назовем лишь главные из них: источники их финансирования; круг лиц, подлежащих обеспечению пенсиями; виды пенсий; условия предоставления пенсий; нормативные правовые акты, регулирующие пенсионные отношения; органы, осуществляющие пенсионное обеспе- чение, и др. Рассмотрим некоторые из названных различий и критерии их разграничения.

Источники финансовых средств. Врамках страховой пенсионной системы таким источником является бюджет ПФР. Он формируется главным образом за счет страховых взносов; средств федерального бюд- жета; сумм пеней и иных финансовых санкций; доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенси- онного страхования.

В последние годы появились и другие источники пополнения бюджета ПФР: это добровольные взносы физических лиц и организаций, уплачиваемые ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц. Есть и иные источники, не запрещенные законо- дательством РФ. Финансирование пенсий по бюджетной пенсионной системе производится за счет средств государственного бюджета, включая феде- ральный, региональные (субъектов Российской Федерации) и местные (муниципальные) бюджеты.

Эти средства формируются за счет налогов, предусмотренных налоговым законодательством, а также иных финансовых источников. Круг лиц, подлежащих обеспечению пенсиями.

Различия пен- сионных систем можно наблюдать и в категориях лиц, обеспечиваемых пенсиями. Страховая пенсионная система «обслуживает» застрахованных граждан данным видом обязательного социального страхования, т. е. граждан, имеющих право на страховые пенсии.

Ими являются- граждане России, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору; самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты); граждане, являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств; а также работающие за пределами территории России, в случае уплаты страховых взносов в установленном федеральным законом порядке. К ним также относятся лица, являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занятые в традиционных отраслях хозяйства, и иные категории граждан, дела которых относительно обязательного пенсионного страхования решаются в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании».

Право на получение пенсии по бюджетной пенсионной системеимеют российские граждане, соблюдающие условия, предусмотренные Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении».

Ктаковым относят, например, федеральных государственных служащих, военнослужащих, участников Великой Отечественной войны, граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, нетрудоспособных граждан, не имеющих право на трудовые пенсии.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+