Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Правительство рф осуществляет правоохранительную деятельность

Правительство рф осуществляет правоохранительную деятельность

Система органов, осуществляющих правоохранительную деятельность


Правоохранительные органы — это особые органы государства, деятельность которых имеет своим содержанием правоохрану и осуществляется в предусмотренном законом порядке с применением в необходимых случаях юридических мер воздействия в целях укрепления законности, предупреждения правонарушений и воспитания граждан в духе уважения к закону [1 стр.16]. Органы выполняющие правоохранительную деятельность и их функции:

  1. · Органы юстиции — организационное, материально — техническое обеспечение судов и управление в области юстиции и др.;
  2. · Суд — правосудие;
  3. · Нотариат — совершение нотариальных действий.
  4. · Прокуратура — прокурорский надзор;
  5. · Органы предварительного расследования — выявление и расследование преступлений;

Правоохранительной является и деятельность адвокатуры, ее также включают в систему органов правоохраны, хотя она и не является государственным учреждением, но ее деятельность носит публично-правовой характер, имеет конституционное значение и обеспечивает охрану прав и законных интересов физических и юридических лиц. Основной правоохранительной функцией адвокатуры является оказание юридической помощи и защиты [1 стр.13, 17].

Ведущее место в осуществлении правоохранительной деятельности занимает суд.

От имени государства с соблюдением определенной юридической процедуры суд окончательно разрешает споры (конфликты), связанные с применением или исполнением норм права, применяет в необходимых случаях меры государственного воздействия (принуждения) к лицам, посягающим на охраняемые законом интересы. Ведущая функция суда — всесторонняя защита прав и свобод человека и гражданина.

Согласно ст.5 [3] судебную систему РБ составляют:

  1. · Общие суды, осуществляющие правосудие посредством гражданского, уголовного и административного судопроизводства;
  2. · Конституционный суд РБ — орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;
  3. · Хозяйственные суды, осуществляющие правосудие посредством хозяйственного и административного судопроизводства;

В соответствии со ст.

3 [3]:

«Правовую основу судоустройства и статуса судей составляют Конституция РБ, данный Кодекс и иные законодательные акты РБ»

. Именно суд — единственный из всех органов, занимающихся правоохранительной деятельностью, окончательно судит о праве, окончательно от имени государства решает вопрос о виновности привлеченных к уголовной ответственности лиц и их наказании.

Суд завершает процессуальную деятельность органов дознания и предварительного расследования, определяет конечный результат.

Суд восстанавливает нарушенное право, возмещает причиненный противоправной деятельностью ущерб, обеспечивает неотвратимость ответственности за содеянное [1 стр.15]. Прокуратура Республики Беларусь — это система органов, на которые Конституцией РБ возложено осуществление особой формы государственной деятельности — надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов [1 стр.249]. Прокурорский надзор — основная функция органов прокуратуры, это осуществляемая от имени государства деятельность уполномоченных должностных лиц (прокуроров) по обеспечению точного исполнения законов путем выявления и своевременного устранения нарушений законов, привлечения виновных к установленной законом ответственности [4 стр.122].

Особенности деятельность прокуратуры, определяющие ее специфику: Во-первых, прокурорский надзор осуществляется от имени государства [5]. В отличие от контрольной деятельности других государственных органов, прокурорский надзор за исполнением законов распространяется и на законность деятельности контролирующих и правоохранительных органов и осуществляется с использованием полномочий, которыми наделяются только органы прокуратуры.

Во-вторых, ограниченность полномочий, организационная либо процессуальная подконтрольность основным ветвям власти.

Основное правомочие прокурора — выявить нарушение закона — поставить вопрос об ответственности нарушителя, защитить невиновного. Основные направления прокурорской деятельности [5]:

  1. · За исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  2. · За исполнением законов органов власти и управления, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами (общий надзор);
  3. 4) Участие в рассмотрении дел судами, поддержание государственного обвинения [1 стр.254].
  4. 1)Надзор:
    • · За исполнением законов органов власти и управления, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами (общий надзор);
    • · За исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
    • · За соответствием закону судебных решений, за соблюдением законодательства при их исполнении;
    • · За исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.
  5. · За соответствием закону судебных решений, за соблюдением законодательства при их исполнении;
  6. 3) Предварительное следствие в случаях, предусмотренных УПК;
  7. · За исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.
  8. 2) Координация правоохранительной деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельности по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью;

Организация и порядок деятельности органов прокуратуры, и полномочия прокуроров определяются Конституцией РБ, Законом РБ «О прокуратуре» РБ, другими законодательными актами РБ (УПК, ГПК, ХПК и др.), а также приказами и указаниями Генерального прокурора РБ.

Статья 16 [5] устанавливает в РБ трехзвенную систему органов прокуратуры, образуемую территориальными и специализированными прокуратурами. Система территориальных прокуратур РБ соответствует административно-территориальному делению РБ и включает прокуратуры областей, города Минска, прокуратуры районов (городов), межрайонные прокуратуры, осуществляющие надзор за исполнением нормативных правовых актов на территории нескольких районов.

К числу специализированных прокуратур относятся: военная и транспортная прокуратура. Органы дознания и следствия. Органы предварительного расследования — специальные государственные органы и должностные лица, содержанием деятельности которых является выявление, раскрытие и расследование преступлений, их предупреждение и пресечение [1, стр.

Органы дознания и следствия. Органы предварительного расследования — специальные государственные органы и должностные лица, содержанием деятельности которых является выявление, раскрытие и расследование преступлений, их предупреждение и пресечение [1, стр. 296]. Предварительное следствие по уголовным делам с учетом подследственности в РБ производится следователями прокуратуры органов внутренних дел РБ, Комитета государственной безопасности и органов финансовых расследований Комитета государственного контроля РБ. Органы дознания — уполномоченные законом государственные органы и должностные лица, задача которых — раскрытие преступлений, выявление и розыск виновных лиц, предупреждение и пресечение преступлений.

Они осуществляют вспомогательное по отношению к предварительному следствию расследование[1, стр.

298]. В соответствии со ст.37 УПК органами дознания являются: органы милиции; органы государственной безопасности, командиры воинских частей, соединений; начальники военных учреждений и гарнизонов; начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов; органы пограничной службы; таможенные органы; органы финансовых расследований; органы государственного пожарного надзора; капитаны морских или речных судов; командиры воздушных судов, находящихся вне пределов РБ; главы дипломатических представительств и консульских учреждений РБ [1, стр. 310]. Уголовно-процессуальный закон определяет два вида дознания:

  1. — дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Согласно ст. 186 УПК орган дознания при наличии признаков преступления возбуждает уголовное дело.
  2. — дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, а также ускоренное производство, предусмотренное УПК 1999г. Орган дознания производит расследование в полном объеме, заканчивая вынесением постановления о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд или постановления о прекращении производства по уголовному делу (ст.187, ст.191 УПК).

Органы юстиции.

В совокупности суд и правоохранительные органы образуют юстицию государства, правоведы широко используют также и понятие «уголовная юстиция». Под ней подразумевают всю систему государственных органов и должностных лиц, принимающих участие в уголовном судопроизводстве, реализации уголовного закона, начиная с получения информации о совершенном или готовящемся преступлении и заканчивая исправительными учреждениями и судебными исполнителями, исполняющими назначенное судом наказание и судебные решения.

Назначение органов уголовной юстиции — обеспечение неотвратимости ответственности за совершенное преступление [1, стр. 17]. Министерство юстиции РБ является органом исполнительной власти по реализации государственной политики в сфере юстиции.

Свою деятельность оно строит на основе Конституции РБ и Положения о Министерстве юстиции РБ от 1 декабря 1995г. В систему Министерства юстиции входят:

  1. · Научно-исследовательский институт проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы.
  2. · Государственные нотариальные конторы;
  3. · Управления юстиции областных и Минского городского исполкомов;

В соответствии с п.3 Положения на Министерство юстиции возложены следующие основные задачи: участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента и Правительства РБ; обеспечение необходимых условий для функционирования областных, Минского городского, районных (городских) судов при соблюдении принципа независимости судов и подчинения их только закону; организация исполнения судебных и иных решений, исполнение которых в соответствии с законом возложена на судебных исполнителей; государственная регистрация нормативных актов министерств, иных центральных органов управления и Национального банка РБ; представление интересов РБ в пределах своей компетенции в деятельности на международном уровне; регистрация политических партий, профессиональных союзов и других общественных объединений, осуществление контроля за соблюдением ими их уставов; организация и развитие системы юридических услуг, работы по совершенствованию правовой информации; обеспечение кадрами судов и других органов юстиции, повышение квалификации кадров и другие [4, стр.

239]. Адвокатура — это добровольное объединение юристов, имеющих специальное разрешение (лицензию) на занятие адвокатской деятельностью и оказывающих правовую помощь на профессиональной основе гражданам и организациям, всем, кто в этом нуждается.

Согласно [6] адвокатура определяется как независимый правовой институт, призванный в соответствии с Конституцией осуществлять профессиональную правозащитную деятельность.

Задачи адвокатуры:

  1. 2) Участие в разъяснении законодательства и правовом воспитании граждан.
  2. 3) Служение принципам законности, справедливости и гуманизма.
  3. 1) Оказание квалифицированной помощи физическим и юридическим лицам при осуществлении защиты их прав, свобод и законных интересов.

Основные виды юридической помощи, оказываемой адвокатами:

  1. · Составление заявлений, жалоб и других документов правового характера;
  2. · Дача консультаций и разъяснений по юридическим вопросам, устные и письменные справки по законодательству;
  3. · Осуществление представительства в судах и других органах и организациях по гражданским делам и делам об административных правонарушениях.

    Участие в предварительном следствии и в суде по уголовным делам в качестве защитников, гражданских истцов, гражданских ответчиков и иная правовая помощь [1, стр. 232-238]. Нотариат удостоверяет сделки и имеющие правовое значение факты в целях придания им юридической достоверности (бесспорности), совершающий иные, предусмотренные законом и связанные с гражданским оборотом действия.

Согласно ст.3 Закона РБ от 18.07.2004г.

№ 305-З «О Нотариате и нотариальной деятельности», с изм. и доп. на 15.07.2009г. №43-3 основная задача нотариата — обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, государственных интересов путем совершения нотариальных действий от имени Республики Беларусь.

Нотариальная деятельность основывается на принципах законности, беспристрастности, независимости, тайны нотариального действия.

В компетенцию нотариата входит:

  1. · Удостоверение факта нахождения гражданина в живых, нахождения гражданина в определенном месте и т.п.;
  2. · Принятие мер по охране наследства и управлению им;
  3. · Свидетельствование верности копий документов и выписок из них, подлинности подписи на документах и т.п.;
  4. · Выдача свидетельств о праве на наследство и о праве собственности на долю имущества в период брака;
  5. · Передача заявлений граждан и юридических лиц другим гражданам и юридическим лицам;
  6. · Удостоверение сделок (договоров, завещаний и др.);

Совершение исполнительных надписей, протестов векселей др. [1, стр. 390].

Правоохранительные органы и судебная система

Правоохранительные органы — это часть государственного аппарата власти.

Каждому из них присущая своя компетенция и материальный ресурс. Они осуществляют свою деятельность в соответствии с законом и от его имени и соответственно не могут действовать произвольно.

Опираются на легитимные меры государственного предупреждения, обязательные для исполнения соответствующими лицами. Это набор признаков характерен для всех видов органов от полиции до суда.

Система имеет исчерпывающий перечень всех органов, созданных для охраны правопорядка в России:

  • ФСБ, ФПС, ФОПСИИ и ФСО;
  • Суды (конституционный, федеральные, мировые);
  • Адвокатура.
  • Органы прокуратуры;
  • Налоговые и таможенные органы;
  • Служба исполнения наказания;
  • Федеральная служба национальной гвардии;
  • Служба судебных приставов;
  • Органы юстиции;
  • Органы внутренних дел;

В зависимости от их компетенции они выполняют возложенные на них законом ряд специфических функций, но общими для всей являются:

  1. Охрана интересов всех субъектов права;
  2. Обеспечение законности решений и правопорядка;
  3. Борьба с преступлениями.
  4. Защита человека и гражданина от несанкционированных государством посягательств;
  5. Охрана государственного строя;

Следует выделить основные компетенции нескольких правоохранительных органов.

Возглавляют список суды, являясь независимой ветвью власти, они осуществляют правосудие в сфере уголовного, гражданского, административного, военного и арбитражного судопроизводства.

Конституционный суд и уставные (конституционные) суды субъектов РФ выполняют функции конституционного контроля — проверки на соответствие законов, решений и действий всех субъектов права нормам Конституции России.

На суды общей юрисдикции, включая Верховный суд РФ, возложены функции разрешения споров, восстановление прав, защита интересов юридических и физических лиц, а также применение санкций к виновным лицам, в соответствии с видом совершенных противоправного деяния и мерой юридической ответственности. Основной задачей прокуратуры является, осуществление надзора за исполнением законодательства РФ всеми органами власти и их должностными лицами, а также уголовное преследование (в части возбуждения уголовных дел, ведения следствия и поддержки государственного обвинения в суде).

Функция прокуратуры не ограничивается надзором, она принимает участие в нормотворческой деятельности, координации правоохранительных органов и международных отношениях с целью борьбы с преступностью и противодействию экстремизму. В ее иерархическую структуру входят Генеральная прокуратура РФ, прокуратура субъектов государства и специализированные подразделения (транспортная, военная и т.п.).

Глобальная функция прокурорского надзора имеет массу компетенций:

  • В деятельности органов администраций учреждений исполняющих приговор судов;
  • В сфере деятельности органов дознания, следствия и оперативно розыскного дела;
  • В области защиты прав и свобод человека и гражданина;

Функциональные задачи органов юстиции обеспечивает нормативную деятельность правительства и президента страны, проводит экспертизу законодательных актов, содействует судебной реформе, регистрирует акты гражданского состояния () и правовой статус юридических лиц.

В составе органов юстиции существует две основные составляющие: служба исполнения наказаний и служба судебных приставов. ФСБ осуществляет государственную безопасность и ведет разведывательную деятельность, а также борьбу с международным терроризмом.

ФПС защищает внешние границы государства, ФОПСИИ обеспечивает правительственную связь, сохранность государственных секретов и достоверную информацию для принятия решений.

ФСО охраняет объекты государственной важности, государственных чиновников и президента. В сферу налоговых органов входит учет налогоплательщиков, сбор налогов, проведение проверок и наложение санкций. Органы таможни обеспечивают экономическую безопасность и пополняют бюджет государства. Их основная функция состоит в защите отечественного производителя путем установления квот и специальных тарифов на провоз груза через сухопутные, водные и воздушные пограничные порты Органы внутренних дел (полиция, а также службы миграционного контроля, контроля за оборотом наркотических средств) выполняют функции охраны общественного правопорядка и профилактикой правонарушений.
Их основная функция состоит в защите отечественного производителя путем установления квот и специальных тарифов на провоз груза через сухопутные, водные и воздушные пограничные порты Органы внутренних дел (полиция, а также службы миграционного контроля, контроля за оборотом наркотических средств) выполняют функции охраны общественного правопорядка и профилактикой правонарушений.

Нотариат регистрирует имущественные сделки и иные договорные отношения.

Адвокатура оказывает профессиональную юридическую помощь всем субъектам права в РФ (защита в судах, консультирование, составление процессуальных документов).

С понятием правоохранительных органов тесно связана судебная система, это, по существу, главный элемент их структуры. В РФ она представлена совокупностью всех судов на двух уровнях: федеральном и уровне субъекта.

Федеральные суды представлены тремя звеньями, это высшее, средние и суды первой инстанции на местах.

Конституционный и Верховный суд РФ составляют высшее звено. Суды республик и краев входят второй эшелон судебной власти.

Районные, городские и военные гарнизонные, а также арбитражные суды относятся к третьему звену иерархии подчинения. Суды на уровне субъекта представлены уставными (конституционными) и мировыми. Все суды, кроме Конституционного и уставных судов, являются судам юрисдикции.

Это означает, что между ними существует обособленный порядок судопроизводства по рассматриваемым делам. Следуя принципу разделения властей конституционные суды независимы в вопросах принятия решений о конституционном контроле и осуществления конституционного судопроизводства.

Верховный суд РФ и подчиненные ему суды республик, краев, областей и городов осуществляют только уголовное, гражданское, административное судопроизводство исключительно в рамках общей юрисдикции.

В контексте общей юрисдикции судебной системы, особо нужно отметить компетенцию мировых судей, она отличается от прочих судов предельно возможной санкцией по рассматриваемым ими делам, а также размером взысканий и видом посягательств. В судебной системе РФ мировые суды действуют уже более 20 лет и существенно снижают нагрузку на городские и областные федеральные суды, повышая эффективность судебной системы.

В судебной системе РФ мировые суды действуют уже более 20 лет и существенно снижают нагрузку на городские и областные федеральные суды, повышая эффективность судебной системы. Создание судов иной юрисдикции не предусмотрено законом, за исключением ювенальных судов. Непосредственно в юрисдикции мирового суда могут находиться как уголовные дела (до 3 лет лишения свободы), так и гражданские (где исковые требования не превышают размера 500 МРОТ на момент подачи), а также все административные дела.

МРОТ — это регулярно устанавливаемый федеральным законом минимальный размер оплаты труда (его величина постоянно растет и зависит от экономической стабильности страны). Все законные акты, обращения, вызовы, требования исходящие от мирового суда обязательные для исполнения на всей территории РФ. Мировые судьи избираются на пять лет, на основании решения законодательного органа местных властей на уровне субъекта РФ.

Местные муниципальные власти городов и районов не имеют таких полномочий. В качестве альтернативы избрания на должность, существует выборность населением мирового судьи для соответствующего судебного участка, за которым закреплена жилая территория.

Однако такая законодательная инициатива пока не получила фактического применения. Смотрите также: 12 декабря 2021, 21:25 Для добавления комментариев необходимо .

Федеральные государственные органы, в которых осуществляется правоохранительная служба, и их функции

Правоохранительная служба отличается от иных видов государственной службы, главным образом военной, своими функциями.

Речь в данном случае идет не о военной обороне и военной безопасности государства, а о внутригосударственной безопасности, законности, правопорядке, борьбе с преступностью и защите прав и свобод человека и гражданина. В связи с множеством проведенных исследований, которые начались еще в 50-х годах ХХ века, в литературе даны различные перечни органов, относящихся к правоохранительным, что свидетельствует о неоднозначном понимании правоохранительной деятельности.
В связи с множеством проведенных исследований, которые начались еще в 50-х годах ХХ века, в литературе даны различные перечни органов, относящихся к правоохранительным, что свидетельствует о неоднозначном понимании правоохранительной деятельности.

Во многих работах определение правоохранительной деятельности является составной частью определения правоохранительных органов Бабелюк Е.Г. О видах государственной службы РФ //Правоведение: Известия ВУЗ, № 1, 2004 г.

с. 32. Изучение действующих нормативных актов показывает, что однозначно правоохранительными органами признаны: органы внутренних дел РФ, таможенные органы РФ, Государственный комитет РФ по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ См. например, ФЗ

«О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»

— ст.

1455. Также несовершенство законодательной базы, приводит к тому, что многие современные нормативные акты при перечислении правоохранительных органов чаще всего в качестве основного вида деятельности выделяют борьбу с преступностью, иногда — деятельность по рассмотрению дел об иных правонарушениях. Обеспечение правопорядка или обеспечение безопасности государства, общества и граждан часто закрепляются в качестве задач (функций) правоохранительных органов Калинина Н.С.

Правоохранительная служба как отдельный вид государственной службы Российской Федерации.

Критерии правоохранительной службы // Российский следователь, № 10, 2007 г., с.

33. Таким образом, появляется вопрос о том, какие же государственные органы осуществляют правоохранительную службу, и соответственно относятся к правоохранительным органам.

Например, Бабелюк Е.Г. в своей работе «О видах государственной службы РФ» указывает на то, что если рассматривать правоохранительную службу в контексте осуществления деятельности по борьбе с преступностью, то помимо органов дознания и следствия, перечень органов, осуществляющих правоохранительную деятельность пополниться не только органами внутренних дел РФ, Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, но также органами прокуратуры, органами Федеральной службы безопасности РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Службы судебных приставов Министерства Юстиции РФ. Бабелюк Е.Г. О видах государственной службы РФ //Правоведение: Известия ВУЗ, № 1, 2004 г, с. 33. Кандидат юридических наук доцент, профессор Уральской академии государственной службы А.Т.

Карасев в своей работе не соглашается с существованием термина «правоохранительная служба», объясняя это тем, что само это понятие неудачно, так как не «существует дефиниции самих правоохранительных органов». Карасев А.Т., Елхимова Е.В.

«Служба в органах внутренних дел как вид государственной службы»

//Российский юридический журнал, № 3, 2006 г., с. 55. Также Карасев соглашается, что к органам, осуществляющим государственную службу в области обеспечения общественного порядка, безопасности, законности, правопорядка, а также осуществления борьбы с преступностью, не подходит термин органы «милитаризованной службы».

Он соглашается с тем, что появление в законодательстве термина «правоохранительная служба» логично, так как правоохранительным органам нужна правоохранительная служба. Однако, Карасев указывает и на то, что в широком смысле слова правоохранительной службой можно считать государственно-служебную деятельность органов исполнительной власти, поскольку вся она направлена на исполнение законов и на обеспечение и защиту прав и свобод человека и гражданина Карасев А.Т., Елхимова Е.В.

«Служба в органах внутренних дел как вид государственной службы»

//Российский юридический журнал, № 3, 2006 г., с.

56. Пока не принят самостоятельный федеральный закон о правоохранительной службе, определить, какие субъекты осуществляют правоохранение и соответственно являются правоохранительными органами, непросто.

Однако некоторые выводы можно сделать на основании анализа действующего законодательства РФ.

Так, по смыслу Федерального закона от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ

«О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»

правоохранение осуществляют: судьи; прокуроры; следователи; лица, производящие дознание; лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность; сотрудники органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров; сотрудники органов федеральной службы безопасности; сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ Корнийчук Г.А.

«Государственные служащие. Особенности регулирования труда», М., Издательство «Альфа-Пресс», 2006 (электронный вариант системы «Консультант +»).

Правоохранительные функции указанных субъектов закреплены в Законе РФ от 18 апреля 1991 г.

№ 1026-1 «О милиции», Федеральных законах от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», от 17 января 1992 г.

№ 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и других нормативных правовых актах. В законодательстве нет специально сформулированного понятия «правоохранительные органы».

Оно сложилось на практике. Его можно также встретить в различных документах ненормативного характера. Это понятие применяется как обобщающее для обозначения государственных органов, на которые возложена обязанность осуществления правоохранительной деятельности.

Галков В.А. Правоохранительные органы в Российской Федерации: Учеб.

Пособие, Белгород, 1996, С.21 От понятия «правоохранительные органы» необходимо отличать понятие «правоприменительные органы», являющееся более широким. Применять право — это, значит, действовать на основании норм закона, без этого невозможна жизнедеятельность граждан, государства и современного общества. Право применяют все юридические и физические лица.

Но о правоприменительных органах речь идет лишь тогда, когда право применяют государственные органы. К ним относятся все органы государства, включая и правоохранительные.

Иными словами, правоохранительные органы — это только часть правоприменительных.

Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например при убийстве), либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания. Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т.

д. Деятельность правоохранительных органов характеризуется специфическими чертами, реализация которых призвана обеспечить полноту, всесторонность и объективность их выводов и решений. К таким чертам, в частности, относятся: начало деятельности правоохранительных органов в каждом случае должно иметь повод — сообщение о совершении преступления или иного правонарушения либо необходимость предупредить преступление или другое существенное правонарушение.

Во всех иных случаях правоохранительные органы не вправе вмешиваться в жизнь граждан, в деятельность других органов государства, государственных, общественных и частных организаций; правоохранительные органы осуществляют свою деятельность только на основании закона и в соответствии с законом, а в некоторых случаях — и в определенной процессуальной форме. Любые произвольные действия недопустимы.

Нарушение требований закона, допущенное в процессе правоохранительной деятельности, может оказаться само по себе правонарушением, влекущим дисциплинарную, административную или уголовную ответственность; правоохранительную деятельность могут осуществлять только лица, состоящие на службе в правоохранительных органах, имеющие специальную, чаще всего юридическую, подготовку.

Присвоение другими лицами права осуществлять правоохранительную деятельность является недопустимым и при определенных условиях расценивается как преступление; решения правоохранительных органов во всех случаях являются мерами юридического воздействия, основанными на законе и соответствующими обстоятельствам совершения действия (или бездействия), в связи с которыми имело место вмешательство этих органов. Нарушение такого требования влечет отмену принятого решения, а иногда и ответственность лица, его принявшего; законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат выполнению любыми должностными лицами и гражданами. Невыполнение их влечет для правонарушителей дополнительные санкции; все связанные с преступлениями и иными правонарушениями решения правоохранительных органов, которые существенно влияют на права и свободы граждан либо затрагивают интересы государства, государственных, общественных или частных организаций, могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

Воспрепятствование осуществлению этого права является недопустимым и при определенных обстоятельствах может быть само по себе правонарушением. Известно, что многие государства, например США, Англия, Франция, как и Россия, придерживаются принципа разделения властей: законодательной, исполнительной, судебной.

Суть такого принципа состоит в независимости этих властей друг от друга, обеспеченной системой «противовесов» и процедур, которые повышают их ответственность, максимально сокращают возможность злоупотребления властью. Представляется, что правоохранительные органы и их деятельность следует оценивать с позиции сущности названного принципа.

При этом надо иметь в виду не только и не столько сами правоохранительные органы, сколько функции, которые они выполняют для достижения заданных результатов: проверки конституционности законодательных и иных нормативных актов; рассмотрения гражданских, уголовных, административных и дисциплинарных дел; осуществления прокурорского надзора и поддержания обвинения; раскрытия и расследования преступлений, исполнения приговоров и иных судебных решений; предупреждения преступлений и иных правонарушений; защиты законных интересов граждан, их прав и свобод.

Божьев В.П. Правоохранительные органы РФ: Учеб. М.: Спарк, 2001,с.32 Эти результаты достигаются реализацией соответственно функций: конституционного контроля; отправления правосудия; прокурорского надзора; расследования преступлений; оперативно-розыскной; исполнения судебных решений; оказания юридической помощи и защиты по уголовным делам; предупреждения преступлений и иных правонарушений. Анализируя эти функции можно четко определить, какие же органы должны их осуществлять.

Остановимся подробнее на органах, осуществляющих правоохранительную деятельность, перечень которых можно составить, опираясь на функции правоохранительных органов, а также на имеющиеся научные и нормативные источники.

1. Судебная система Российской Федерации. Судебная система — это совокупность судебных органов, призванных осуществлять судебную власть и правосудие.

Судебная система представляет собой сложную организованную систему судебных органов, состоящую из отдельных подсистем. Судебная система представлена тремя подсистемами — федеральные суды, конституционные суды и мировые судьи. Система федеральных судов представлена тремя подсистемами: Конституционный суд РФ, подсистема федеральных судов общей юрисдикции и подсистема федеральных арбитражных судов.

Конституционный суд РФ — это орган конституционного контроля, предназначенный для правовой охраны Конституции России и осуществляющий судебную власть посредством конституционного производства. Галков В.А. Правоохранительные органы в Российской Федерации: Учеб. Пособие.- Белгород, 1996, С.64 К задачам Конституционного Суда РФ относятся: защита основ конституционного строя, прав и свобод человека, обеспечение верховенства и прямого действия конституции РФ на всей территории РФ.

Мировые судьи субъектов РФ — судьи общей юрисдикции — рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам применения судебной практики.

Верховный Суд РФ может действовать в качестве суда первой, кассационной и надзорной инстанции. Районный (городской) суд рассматривает в качестве суда первой инстанции многие гражданские и уголовные дела.

К подсудности этих судов относятся все гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции. Районному суду подсудны все уголовные дела, за исключением дел, подсудных областному, краевому суду, военным и мировым судам.

Помимо уголовных и гражданских дел районный (городской) суд рассматривает дела об административных правонарушениях, разрешает вопросы, связанные с исполнением приговора.

Военные суды входят в судебную систему Российской Федерации в качестве подсистемы судов общей юрисдикции, являются федеральными судами и осуществляют свою власть в Вооруженных силах РФ, других войсках, формированиях, в которых предусмотрена военная служба.

2. Прокуратура — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории. Помимо этого прокуратура выполняет и другие функции, установленные законодательством. Тонков Е.П., Кнайкин В.С. Правоохранительные органы Российской федерации: Учеб.

Пособие. — Белгород: Изд-во БелГУ, 2002, С.84 Функции прокуратуры:

  1. · надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стажу;
  2. · надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  3. · надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами;
  4. · участие в рассмотрении дел судами;
  5. · надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  6. · надзор за исполнением законов судебными приставами;

Военная прокуратура — неотъемлемая часть единой федеральной централизованной системы органов прокуратуры. Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, созданных в соответствии с федеральными законами.

Функции Военной прокуратуры такие же как и у Прокуратуры РФ, только свои функции Военная прокуратура реализует в военной сфере.

3. Государственные органы обеспечения безопасности Российской федерации. Совет Безопасности РФ — Конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Божьев В.П. Правоохранительные органы РФ: Учеб.

— М.: Спарк, 2001, С.116 В состав Совета безопасности РФ входит: председатель, секретарь, постоянные члены Совета Безопасности, члены Совета Безопасности.

Решения Совета Безопасности принимаются на его заседаниях постоянными членами Совета Безопасности и вступают в силу после утверждения Председателем Совета Безопасности.

Федеральная служба безопасности РФ — федеральный орган исполнительной власти, который в пределах предоставленных ему полномочий обеспечивает безопасность личности, общества и государства. Божьев В.П. Правоохранительные органы РФ: Учеб. — М.: Спарк, 2001, С.124 Основными направлениями деятельности органов Федеральной службы безопасности являются контрразведывательная деятельность, борьба с преступностью и иные направления, определяемые законом об органах ФСБ.

Внешняя разведка Российской Федерации — это совокупность специально создаваемых государством органов, призванных защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных федеральным законом методов и средств.

Федеральная пограничная служба РФ (ФПС России) — это федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной пограничной политики РФ в сфере защиты государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ. Воронцова С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы РФ.

История и современность, Ростов н/Д: Феникс, 1999, С.174 Система ФПС РФ включает: органы пограничного контроля, органы внешней разведки, оперативные органы, органы пограничной стражи, пограничные войска и др. Федеральные органы государственной охраны — это функция федеральных органов исполнительной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, технических и иных мер. Воронцова С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы РФ.

История и современность, Ростов на Дону: Феникс, 1999, с.205 Государственную охрану в Российской Федерации осуществляют Федеральные органы государственной охраны: Федеральная служба охраны РФ и Служба безопасности Президента РФ. На них возложено непосредственное осуществление государственной охраны высших органов законодательной, исполнительной и судебной властей РФ и их должностные лица. Таможенные органы — органы государственного управления, непосредственно осуществляющие таможенное дело в РФ и осуществляющие защиту экономического суверенитета и экономической безопасности государства.

Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право: Учеб. — М.: Норма-Инфра, 1998, С.81 Таможенные органы составляют единую централизованную систему и имеют следующую структуру:

  1. · Таможни;
  2. · Региональные таможенные управления РФ;
  3. · Таможенные посты.
  4. · Государственный таможенный комитет РФ;

В задачи таможенных органов входят: участие в разработке таможенной политики в России и реализация этой политики; организация и совершенствование таможенного дела; обеспечение экономической безопасности и единства таможенной территории РФ, защита экономических интересов РФ. 4. Органы внутренних дел. Министерство внутренних дел РФ — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующий основные направления деятельности органов внутренних дел РФ и внутренних войск МВД РФ.

Воронцова С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы РФ. История и современность, Ростов на Дону: Феникс, 1999, с.245 Милиция как составная часть органов внутренних дел представляет собой систему государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения. Милиция подразделяется на милицию общественной безопасности (местную милицию) и криминальную милицию.

Задачи криминальной милиции:

  1. · Предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по которым обязательно производство предварительного следствия;
  2. · Организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством.

Задачи милиции общественной безопасности:

  1. · Раскрытие преступлений по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно;
  2. · Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
  3. · Обеспечение личной безопасности граждан;
  4. · Оказание а пределах своей компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям.
  5. · Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

Следственной комитет при МВД России обеспечивает организационно-методическое руководство деятельностью подчиненных следственных подразделений, осуществляет контроль за производством предварительного следствия, организует расследование преступлений по наиболее сложным уголовным делам.

Функции Следственного комитета:

  1. · Организация работы следственных подразделений, контроль за их деятельностью, оказание им методической и практической помощи;
  2. · Изучение, обобщение и распространение положительного опыта работы;
  3. 5. Органы предварительного следствия и дознания.
  4. · Изучение следственной и судебной практики по делам о наиболее опасных и распространенных преступлениях по регионам РФ;
  5. · Анализ и обобщение информации о состоянии преступности, результатах деятельности следственного аппарата;
  6. · Планирование следственной работы;

Предварительно расследование — это регламентированная уголовно-процессуальным законодательством деятельность уполномоченных на то органов по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях раскрытия преступлений, привлечения лиц, их совершивших, к уголовной ответственности, обеспечение возмещения материального ущерба, причиненного преступлением.

Предварительное следствие — самостоятельная стадия уголовного процесса, следующая за возбуждением уголовного дела. Функции предварительного расследования:

  1. · выявление причин и условий, способствующих совершению преступления;
  2. · быстрое и полное раскрытие преступлений, под которым понимают установление в определенном законом порядке всех обстоятельств преступления и совершившего его лица;
  3. · изобличение виновных путем сбора достаточного количества доказательств, на основании которых можно сделать однозначный вывод о виновности лица в совершении преступления;
  4. · обеспечение правильного применения закона в ходе предварительного расследования;
  5. · принятие мер по обеспечению материального ущерба.

Дознаватель — должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследования в форме дознания.

Дознание — форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно. Виды дознания в зависимости от подследственности уголовного дела:

  1. · дознание по делам о преступлениях, по которым предварительное следствие обязательно;
  2. · дознание по делам о преступлениях, по которым производство предварительного следствия не обязательно.

Следователь — это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу , а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Следователь самостоятелен при расследовании преступлений, однако его самостоятельность в некоторых вопросах ограничена требованием уголовно-процессуального закона на некоторые свои действия получать разрешение суда или руководителя следственного органа (см.

например, ч. 3 ст. 182 УПК РФ).

Следователь несет полную ответственность за законное и своевременное производство следственных действий. Как это видно из ряда норм УПК, на следователя возложена функция осуществления уголовного преследования. В частности, в ч. 1 ст. 21 УПК говорится о том, что уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения наряду с прокурором, руководителем следственного органа и дознавателем осуществляет и следователь.

Уголовное преследование — это процессуальная деятельность, направленная на раскрытие преступлений, изобличение лиц, виновных в их совершении, и привлечение их к уголовной ответственности Смирнов А.

В., Калиновский К. Б. Уголовный процесс: Учебник для вузов, СПб.: Питер, 2004, с. 112. Также анализ ст. 73 и других норм УПК РФ показывает, что следователь, выполняя функцию обвинения (уголовного преследования), одновременно устанавливает обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния и те, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания. Необходимо отметить и то, что следователь функционально обязан осуществлять все следственные и иные процессуальные действия, направленные не только на раскрытие преступления и уголовное преследование лица, его совершившего, но и на выявление иных обстоятельств, имеющих значение по делу, направленных на защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения ее прав и свобод.

6. Органы юстиции Российской Федерации.

Министерство юстиции Российской Федерации — федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление учреждениями юстиции, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Тонков Е.П. Кнайкин В.С. Правоохранительные органы Российской федерации: Учеб. Пособие. — Белгород: Изд-во БелГУ, 2002, С.134 Одной из ведущих функций Министерства юстиции РФ является обеспечение исполнения уголовных наказаний.

Положение о Минюсте России возлагает на него выполнение ряда обязанностей в этой сфере. Это обеспечение исполнения уголовных наказаний, содержания под стражей подозреваемых, обвиняемых, осужденных, их охраны, конвоирования, а также контроль за проведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. 7. Нотариальные органы. Нотариат — система органов, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, направленных на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в дальнейшем.

Тонков Е.П. Кнайкин В.С. Правоохранительные органы Российской федерации: Учеб. Пособие. — Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. — С.167 Нотариат в Российской Федерации призван обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени РФ.

Нотариальные действия в РФ совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. Если в населенном пункте нет нотариуса, нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий.

Нотариальные действия — юридически значимые действия, совершаемые специально уполномоченными для этого лицами. Таким образом, мы видим, что к осуществлению функций государственной правоохранительной службы причастно множество государственных служб. Однако, данный перечень появился путем анализа ряда нормативных актов РФ, регулирующих деятельность каждой отдельно взятой организации.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+