Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Налоговое право - Налог на прибыли закон недвижимость

Налог на прибыли закон недвижимость

Налог на прибыль при продаже недвижимости


Подборка наиболее важных документов по запросу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Конкурсным управляющим должника в рамках процедуры банкротства произведена реализация имущества — нежилых помещений, после чего конкурсный управляющий известил конкурсного кредитора о реализации имущества и необходимости уплаты налога на прибыль, поскольку должник находится на общей системе налогообложения и доходы от реализации основных средств образуют налогооблагаемый доход в соответствии с положениями ст. 249 НК РФ. Полагая, что данные операции не должны облагаться налогом на прибыль, конкурсный кредитор обратился в суд с заявлением о разрешении разногласий и установлении величины налога на прибыль с продажи объектов недвижимого имущества, равной нулю.

Суд пришел к выводу, что уплата налога на прибыль с реализованного с публичных торгов в рамках процедуры банкротства имущества должна производиться за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр.

Суд указал, что в ситуации, когда не погашены требования кредиторов, образовавшиеся до введения процедуры банкротства, исчисление и уплата текущих налогов, связанных с продажей имущества должника, приводит лишь к наращиванию кредиторской задолженности и не отвечает целям конкурсного производства, направленным на получение максимальной выгоды от реализации имущества банкрота и соразмерное удовлетворение за счет вырученных средств требований кредиторов, а также нарушает такие основные начала налогообложения, закрепленные в ст.

3 НК РФ, как экономическая обоснованность налогообложения и фактическая способность налогоплательщика к уплате. Кроме того, обложение дохода налогом на прибыль в силу ст.

41 НК РФ возможно при условии признания этого дохода экономической выгодой получателя такого дохода, тогда как продажа имущества должника в рамках процедуры банкротства производится для выручки средств и погашения имеющейся задолженности перед кредиторами, что не соответствует критериям понятия дохода, учитываемого для целей налогообложения по смыслу норм НК РФ.

Требование об уплате налога на прибыль, возникшего в связи с реализацией имущества должника, не должно удовлетворяться преимущественно перед непогашенными требованиями кредиторов третьей очереди. Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Доначисляя налог на прибыль и НДС, налоговый орган указал на направленность сделок по продаже недвижимости на получение необоснованной налоговой выгоды, поскольку недвижимость была реализована налогоплательщиком взаимозависимому лицу по цене в 38 раз ниже ее рыночной стоимости.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Доначисляя налог на прибыль и НДС, налоговый орган указал на направленность сделок по продаже недвижимости на получение необоснованной налоговой выгоды, поскольку недвижимость была реализована налогоплательщиком взаимозависимому лицу по цене в 38 раз ниже ее рыночной стоимости.

Суд признал правомерным доначисление налоговым органом налога на прибыль и НДС исходя из рыночных цен, установленных налоговым органом в рамках проведения налоговой проверки на основании заключения эксперта (оценщика). Суд отклонил довод налогоплательщика о необоснованном доначислении налогов в связи с отсутствием у налогового органа права осуществлять контроль цен в контролируемых сделках, поскольку в данном случае налоговым органом была установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о согласованных действиях взаимозависимых лиц в целях получения необоснованной налоговой выгоды. Многократное отклонение указанной в договорах купли-продажи объектов недвижимости цены от рыночного уровня цен ставит под сомнение саму возможность совершения операций по реализации дорогостоящего имущества на таких условиях и позволяет сделать вывод о том, что поведение налогоплательщика при определении условий сделок было продиктовано прежде всего целью получения налоговой экономии.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:2.

Налог на прибыль при реализации объекта недвижимости через агента Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:2. Налог на прибыль при реализации объекта недвижимости в интересах принципала Датой реализации недвижимого имущества признается дата передачи недвижимого имущества приобретателю этого имущества по передаточному акту или иному документу о передаче недвижимого имущества.

Налоги по недвижимости: что изменилось

Разберем нормы НК о налогообложении доходов, полученных от сделок с недвижимым имуществом, приобретенным налогоплательщиками после 01.01.2016 г.

Приведем примеры судебной практики. Также в статье поговорим о вступившем в силу п.

1.1. ст. 391 НК РФ, который применяется к правоотношениям, возникшим с 01.01.2019 г., к порядку применения кадастровой стоимости земельных участков для целей исчисления земельного налога. В работе анализируется судебная практика, а также разъяснения Минфина России по затронутым вопросам. С 01.01.2019 стартовала декларационная кампания 2021 года, а это означает, что физическим лицам необходимо отчитаться о полученных в 2018 году доходах до 30 апреля 2021 года.

Уплата суммы налога, рассчитанной в декларации, подлежит осуществлению не позднее 15 июля 2021 года, что следует из п. 4 ст. 228 НК РФ. В соответствии с п.

п. 1и 6 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ. Согласно подп. 5 п.

212 НК РФ. Согласно подп. 5 п.

1 ст. 208 НК РФ к доходам подлежащим налогообложению относятся доходы, полученные от реализации недвижимого имущества. Налоговая база по доходам от продажи недвижимого имущества определяется с учетом особенностей, установленных ст.

217.1НК РФ, на что, безусловно, необходимо обращать внимание для целей исключения негативных налоговых последствий в виде применения ответственности по ст.

119, 122 НК РФ. Так, в силу п. 5 ст. 217.1 НК РФ в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7. В случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в настоящем пункте, не определена по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на указанный объект, положения настоящего пункта не применяются.

Таким образом, для случая, когда доход от продажи недвижимости меньше 70% кадастровой стоимости объекта, определенной по состоянию на 1 января года, в котором зарегистрирован переход права собственности, предусмотрены особенности. В такой ситуации доходом, облагаемым НДФЛ, признается 70% кадастровой стоимости объекта недвижимости на указанную дату.

В силу ч. 3 ст. 4Федерального закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ

«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

положения статьи 217.1части второй НК РФ применяются в отношении объектов недвижимого имущества, приобретенных в собственность после 1 января 2016 года. Следовательно, п. 5 ст. 217.1 НК РФ имеет относительно давнюю историю применения, вместе с тем, как показывает судебная практика, не все налогоплательщики — физические лица в курсе о данном порядке определения налоговой базы, в виду чего продолжают определять ее, исходя из фактической цены продажи, указанной в договоре купли-продажи недвижимого имущества, что приводит к многочисленным спорам физических лиц с налоговыми органами, которых только за 2017-2018 года насчитывается больше сотни по всей стране. Очевидно, что случае исчисления и уплаты в рассматриваемой ситуации суммы НДФЛ исходя из стоимости объекта, указанной в договоре купли-продажи, в нарушение порядка, установленного п.

5 ст. 217.1НК РФ, налогоплательщик занижает величину налоговой базы и, соответственно, сумму налога, подлежащую уплате в бюджет. Последствия занижения налоговой базы, и как следствие, суммы налога также не менее очевидны: за неполную уплату суммы НДФЛ в результате занижения налоговой базы согласно п.

1 ст. 122НК РФ налогоплательщик привлекается к налоговой ответственности. Данное правонарушение влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога. Наглядные примеры ошибок в определении налоговой базы без учета положений подп.

5 ст. 217.1 НК РФ нашли свое отражение в следующих судебных актах: — Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 04.07.2018 по делу N 33А-6543/2018; — Определение Курского областного суда от 24.04.2018 г.

по делу № 33а-1156/2018; — Определение Орловского областного суда по делу № 33а-1775/2018 от 12 июля 2018 года; — Определение Томского областного суда по делу № 33а-3417/2018 от 02 ноября 2018 года; — Определение Омского областного суда по делу № 33а-4508/2018от 11 июля 2018 года; — Определение Пензенского областного суда По делу № 33а-3899/2018 от 15 ноября 2018 года; — Определение Белгородского областного судаот 17 января 2021 года По делу № 33а-401/2019, 33а-7468/2018 и т.д.

В большинстве случаев заявители указывают, что об изменениях налогового законодательства, вступивших в силу с 01.01.2016 г., в части применения ст.

217.1НК РФ не знали, что, безусловно, не являлось основанием для удовлетворения требований.

Логика заявителей понятна: такие доначисления НДФЛ действительно являются проявлением «профискальной предвзятости», направленными на нарушение принципов равенства, справедливости.

Безусловно, заявители с так сказать «человеческой стороны вопроса» правы в том, что определение налогооблагаемой базы в размере, многократно превышающем рыночную стоимость имущества, не соотносится с принципом разумности. Один из заявителей указывал, что налоговый орган, применяя меры административного воздействия на налогоплательщика при условии нарушения баланса интересов сторон, не преследует цель справедливого распределения общественно полезных благ между личностью и государством, но «убивает» экономическою целесообразность ведения любой финансово-хозяйственной деятельности.

Один из заявителей указывал, что налоговый орган, применяя меры административного воздействия на налогоплательщика при условии нарушения баланса интересов сторон, не преследует цель справедливого распределения общественно полезных благ между личностью и государством, но «убивает» экономическою целесообразность ведения любой финансово-хозяйственной деятельности. Тем более, что речь идет о такой группе налогоплательщиков, как физические лица, не наделенных ни властными, ни административно распорядительными функциями, не обладающими специальными познаниями в области финансов и права.

С этим также нельзя не согласиться. Заявители указывали, что налоговое обязательство возможно лишь на законных основаниях, хотя принятие ст. 217.1 НК РФ и ее пункта 5, как раз и является тем самым законным основанием, позволяющим достаточно формально подходить к определению налоговых обязательств продавцов недвижимого имущества, которое поступило в их собственность после 01.01.2016 г.

Соответственно, с формально-юридической стороны, суды, конечно же, правы, так как применяют прямые императивные нормы НК РФ. Тем не менее, с сугубо теоретической стороны данного вопроса, следует признать, что п.

5 ст. 217.1 НК РФ вряд ли можно признать адекватной нормой права.

Само собой, в принятой норме, вопреки приведенным доводам заявителей, нет законодательной неопределенности, все достаточно явно: бюджет нуждается в поступлениях, которые должны обеспечиваться теперь не только за счет отчислений коммерческих структур, но и непосредственно от физических лиц. Между тем, п. 5 ст. 217.1 НК РФ, несмотря на указание законодателем на исключительный характер данной нормы, с очевидностью противоречит следующим общим нормам о налогообложении:

  1. согласно п. п. 1и 6 ст. 210НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212НК РФ.
  2. согласно ст. 41 НК РФ всоответствии с настоящим Кодексом доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме;

Учитывая, что под кадастровой стоимостью объектов недвижимости, исходя из ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон об оценочной деятельности) понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона, то вряд ли кадастровую стоимость можно, с точки зрения НК РФ, признать экономической, материальной выгодой налогоплательщика, так как эта стоимость доходом не выступает — это не денежные средства, это всего лишь очень умозрительное предположение государства о том, сколько стоит недвижимость.

Учитывая количество споров о кадастровой стоимости объектов недвижимости, вряд ли можно признать эти предположения государства объективными и достоверными, чтобы класть их в основу формирования объекта налогообложения. Согласно пункту 3 статьи 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание, таким основанием для НДФЛ является доход, между тем, доход физического лица от продажи объекта недвижимости выражается не в кадастровой стоимости, а в действительном размере полученного дохода, соответственно, налогообложение в порядке п.

5 ст. 217.1 НК РФ исходит из презумпции соответствия кадастровой стоимости рыночной и презумпции получения дохода от продажи в размере кадастровой стоимости, что совершенно оторвано от жизни и еще долго будет вызывать общественный резонанс, поскольку физические лица сейчас вынуждены платить налоги за те доходы, которых попросту не получали. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации, рассматриваемой во взаимосвязи с положениями статей 1 (часть 1), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель при осуществлении налогового регулирования и установлении общих принципов налогообложения и сборов связан требованиями обеспечения конституционных принципов равенства, справедливости и соразмерности в сфере налоговых отношений (определения от 23 июня 2005 года № 272-О, от 15 мая 2012 года № 809-О, от 25 сентября 2014 года № 2014-О и т.п.).

В свою очередь, положения п. 5 ст. 217.1 НК РФ вряд ли можно признать отвечающими изложенным принципам, указанным в судебных актах Конституционного суда РФ и термин «необоснованная налоговая выгода» становится вполне применимым к случаям взимания в бюджет НДФЛ, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, когда такая стоимость не соответствует рыночной. В большинстве случаев физическим лицам ничего не остается, кроме как прибегать к ст.

24.19 Закона об оценочной деятельности, где указано, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами.

В свете озвученной проблемы, достаточно разумным представляется введение законодателем с 01.01.2019 г. п.1.1. ст. 391 НК РФ, где указано, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
п.1.1. ст. 391 НК РФ, где указано, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости. В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

По поводу данного нововведения есть письмо Минфина России от 27 сентября 2018 г. № 03-05-05-02/69137, где указано, что перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога (в порядке п.

1.1 ст. 391 НК РФ) для налогоплательщиков — физических лиц будет осуществляться не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, а также положения п. 7 ст. 78 НК РФ, устанавливающего трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога. Аналогичная норма была бы не лишней в массиве норм главы 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц», поскольку она хоть как-то позволяет налогоплательщикам произвести перерасчет налоговых обязательств, между тем, сама конструкция п.5 ст.

217.1 НК РФ, на наш взгляд, порождает порочную практику чрезмерных взиманий налогов в бюджет, не имеет надлежащего экономического основания, противоречит ст.

41, 210 НК РФ, а также принципам правового и социального государства, провозглашенным Конституцией РФ. Конечно же, Конституционный суд РФ в оправдание этой ситуации может в очередной раз написать, что законодатель располагает достаточной свободой усмотрения при установлении конкретных налогов: он самостоятельно определяет параметры основных элементов налога, в том числе состав налогоплательщиков и объекты налогообложения, стоимостные и (или) количественные показатели, необходимые для определения налоговой базы, порядок исчисления налога, а также основания и порядок освобождения от налогообложения.

Между тем, законодателю при реализации своей свободы усмотрения еще периодически следует обращаться не только к потребностям удовлетворения фискальных интересов государства, но и к вопросу о том, не нарушает ли эта свобода усмотрения права и законные интересы налогоплательщиков в ситуации, когда в большом количестве случаев кадастровая стоимость объектов недвижимости не отвечает требованиям рыночности, что, конечно, поддерживает индустрию оценочной деятельности, но необоснованно вытряхивает карманы налогоплательщиков. С аналогичным успехом можно установить такие же объекты налогообложения по НДС, налогу на прибыль и прочим налогам, где исходить не из действительного размера экономической выгоды, а из предполагаемого, что, естественно, приведет к краткосрочному пополнению бюджета, но уничтожит экономику, ведь чтобы она была, нужны экономические субъекты, которые должны вести экономическую деятельность и иметь на то стимулы, а если таковых нет, и налогообложение определяется исходя из представлений о том, кто и сколько должен бюджету, то никакие разговоры и статистика об экономическом росте к действительной деловой активности не ведут. Тем не менее, как говорил один современник:

«Это как-то очень по-русски — поставить себя в затруднительное положение, а потом из него выбираться»

.

«» :

  1. , юрист

Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера.

  1. © 2001–2020, Клерк.Ру.

18+

Налоги при продаже недвижимого имущества: что изменилось с 2021 года

Новый год — это не только праздник, отдых и корпоративы, но также и грядущие налоговые обязательства: ведь в подавляющем большинстве случаев именно календарный год — это отчетный период для налогов, которые должны выплачивать физические лица. Если вы продали в истекшие 12 месяцев дом или квартиру, будь то ваше единственное жилье или нет, то в большинстве случаев должны заплатить налог на доходы.

Правда, из этого правила, как, наверное, из любого другого, есть исключения. Рассмотрим подробнее. Срок три года — распространенный период в правовых отношениях: это и срок исковой давности, и привычный всем срок действия различных доверенностей (ранее, кстати, он был в принципе ограничен тремя годами), и срок владения недвижимым имуществом, необходимый для освобождения дохода от налога при продаже жилья.

Этот срок запомнили все, ну или почти все. Бывает, что даже юристы, не практикующие в данной отрасли, не знают, что с 2016 года трехлетний срок владения недвижимым имуществом был изменен на пять лет для домов и квартир, приобретенных по договорам купли-продажи в период начиная с вышеуказанного года.

Только в случаях, когда речь идет о жилье, право собственности на которое было получено в результате так называемых безвозмездных сделок (приватизация, дарение, наследство), а также договора ренты, доход от продажи не облагается налогом, если объект находился в собственности более трех лет. Во всех остальных случаях для объектов, приобретенных с 2016 года, — это срок пять лет.

Наступает 2021 год, и впереди снова изменения: трехлетний срок владения жильем будет возвращен, но лишь в некоторых случаях. Так, начиная со следующего года у тех, кто продает единственное жилье, возникает право на освобождение от уплаты налога на доход, если срок нахождения такой квартиры или дома в собственности налогоплательщика составляет три года и более.

При этом учитывается также жилье, находящееся в совместной собственности супругов. То есть если одна квартира оформлена на супруга, а другая — на супругу, при этом обе квартиры приобретены в период брака, такое жилье не будет считаться единственным. Данное изменение вступает в силу с 2021 года, ранее в нем не было смысла, так как пятилетний срок владения для освобождения от налога применяется лишь для объектов, приобретенных начиная с 2016 года.

При этом второе жилье может быть куплено за три месяца до даты продажи имеющегося объекта.

То есть если вы купили квартиру (1) в июне 2016 года, продаете ее в апреле 2021-го, а в феврале 2021-го приобретаете еще одну квартиру (2), то налог с дохода от продажи квартиры (1) не возникает. При условии, что квартира (1) была вашим единственным жильем.

В противном случае надо подать декларацию на получение дохода от продажи квартиры (1) и оплатить налог либо подождать пять лет для ее продажи.

Получается, что статус собственника с единственным жильем сохраняется в течение 90 дней после покупки второй квартиры.

Если в течение 90 дней первая квартира не будет продана, срок действия льготного статуса прекращается.

На наш взгляд, здесь существует определенный риск, так как срок продажи объекта недвижимости четко не предсказуем, скорее всего, эта норма будет работать при одновременной покупке/продаже. В противном случае риск материализуется в размер НДФЛ от продажи первой квартиры (13% от цены продажи либо с разницы полученного дохода от продажи квартиры и цены ее покупки, если есть возможность применить имущественный вычет).
В противном случае риск материализуется в размер НДФЛ от продажи первой квартиры (13% от цены продажи либо с разницы полученного дохода от продажи квартиры и цены ее покупки, если есть возможность применить имущественный вычет). Нельзя не сказать и о следующем.

Если вы владели квартирой менее установленных законом сроков и налог на доход от продажи имущества вам все же придется заплатить, то надо иметь в виду, что налог взимается лишь с разницы между той ценой, по которой вы купили квартиру, и той, по которой продали. Это и есть сумма вашего фактического дохода. То есть если вы приобрели квартиру за 10 млн руб., а продали за 12 млн руб., то вы заплатите 13% от 2 млн руб., то есть 260 тыс.

руб. Если вы купили квартиру за 10 млн руб. и продали ее за эту же или меньшую сумму, то дохода не возникает и, соответственно, оплачивать ничего не нужно.

Однако следует обратить внимание на то, что даже в том случае, если дохода при продаже квартиры или дома не возникает, надо обязательно подавать декларацию в налоговую инспекцию.

Не подавать налоговую декларацию можно лишь в том случае, если срок владения квартирой превышает три года для объектов, приобретенных по договорам купли-продажи, заключенным до 2016 года, три года для объектов, приобретенных по так называемым безвозмездным договорам (см.

выше), три года для домов и квартир, являющихся единственным жильем, и пять лет для объектов, приобретенных по договорам купли-продажи после 2016 года.

Именно в этих случаях налог на доходы не платится.

Во всех остальных случаях, если вы в отчетном году продали дом или квартиру, обязаны подать налоговую декларацию. Для этого мы настоятельно рекомендуем обратиться к специалисту: бухгалтеру или налоговому консультанту. Обратите внимание, что форма декларации часто меняется, и нередко даже на сайте налоговой службы представлена устаревшая форма, которую в инспекции не примут.

При наличии соответствующих подтверждающих документов специалист также корректно применит налоговые вычеты, которые должны быть отражены в декларации.

Декларацию следует подать в налоговый орган по месту жительства в срок не позднее 30 апреля следующего года.

Общая сумма налога уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за отчетным. Ставка налога на доходы — 13% для налоговых резидентов, 30% — для налоговых нерезидентов.

Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. С 2021 года налоговые нерезиденты также применяют вышеуказанные льготы при продаже недвижимости. Несмотря на то что данная норма действует с 2021 года, период приобретения недвижимости нерезидентом не важен, так как налоговые нормы, улучшающие права налогоплательщика, как правило, имеют обратную силу (в данном случае это прямо закреплено в законе), в отличие от норм, устанавливающих более невыгодные, отрицательные последствия для налогоплательщиков, которые не распространяются на взаимоотношения до вступления их в силу.

Что нужно знать о налогообложении дохода от продажи квартиры в 2021 году. Что меняется, какие особенности.

17 декабря 2021Просматривая изменения в Налоговый Кодекс РФ, которые вступают в силу с 01 января 2021 года, я заметил несколько существенных поправок.

О некоторых из них я уже писал ранее.

Но как оказалось, их значительно больше.

Поэтому я решил обобщить в этой статье старые нормы, сохраняющие своё действие после 01 января 2021 года, и новые, которые вступают в силу с 01 января 2021 года.Стоит начать с того, что в соответствии со статьёй 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц являются:

  1. физические лица, получающие доход от источников в РФ, находящиеся на территории РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (налоговые нерезиденты РФ).
  2. физические лица, получающие доход, находящиеся на территории РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (налоговые резиденты РФ);

Для резидентов ставка налога составляет 13%, для нерезидентов 30%.Среди прочих источников дохода, полученного как на территории РФ, так и за пределами РФ, ч. 5 п. 1 статьи 208 НК РФ определён доход от реализации недвижимого имущества.Другими словами, если продали недвижимость, вы получили доход, в виде вырученных от продажи недвижимости денежных средств.

Необходимо оплатить налог по ставке 13% или 30%.До этого момента Налоговый Кодекс изменений не претерпел. Далее начинаютСитуация, при которой налог платить не нужно, именуется в НК РФ уменьшением денежного выражения полученных доходов на сумму налогового вычета (статьи 218-221 НК РФ).Но налоговыми вычетами могут воспользоваться только резиденты РФ. Нерезиденты платят налог со всей суммы дохода.

Но и здесь есть исключения.Перечень данных доходов указан в статье 217 НК РФ. Нас интересует пункты 17.1, 18 и 18.1 данной статьи, так как они имеют отношение к недвижимости. 1. Доход, полученный от продажи недвижимости, с учетом особенной статьи 217.1 НК РФ.

За исключением недвижимого имущества, участвующего в предпринимательской деятельности.Если индивидуальный предприниматель сдавал квартиру в аренду, то при продаже такой квартиры, он должен будет заплатить налог, без права использования налогового вычета.2. Доход, полученный в виде недвижимости перешедшей по наследству. 3. Доход, полученный в виде недвижимости перешедшей в качестве дара.

Если даритель и одаряемый члены семьи или близкие родственники (супруги, родители, дети, дедушки, бабушки, внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры).До этого момента изменений в Налоговый Кодекс РФ с 01 января 2021 года не вносится.Не весь доход, полученный от продажи недвижимости, освобождается от налогообложения, а только тот, который получен с учётом норм статьи 217.1 НК РФ.1. Не подлежит налогообложению доход полученный от продажи недвижимости, находящейся в собственности более трёх лет, если такая недвижимость:

  1. получена продавцом в порядке дарения, от члена семьи или близкого родственника;
  2. приобретена по договору пожизненного содержания с иждивением;
  3. квартира приватизирована;
  4. является единственным жильём для продавца. В том числе, если за 90 дней до продажи такой недвижимости, было приобретено другое жильё (данная норма начинает действовать с 01 января 2021 года).
  5. получена продавцом в порядке наследования;

Во всех остальных случаях, не подлежит налогообложению доход полученный от продажи недвижимости, находящейся в собственности более пяти лет.Важное замечание. С 01 января 2021 года из статьи 217.1 НК РФ исключён пункт 5.

Однако данный пункт появляется в новой статье 214.10 НК РФ, она устанавливает особенности определения налогооблагаемой базы при продаже недвижимости.Согласно данному пункту, если доход полученный налогоплательщиком меньше, чем 70% от кадастровой стоимости проданной недвижимости, то уплачивается налог с дохода равного 70% от кадастровой стоимости (фактически продавцу вменяется доход в размере 70% от кадастровой стоимости). Если кадастровая стоимость не установлена, то данные условия не применяются.Помимо статьи 217.1 НК РФ, определяющей особенности освобождения от уплаты налога, существует ещё стать 220 НК РФ, в соответствии с которой, налогооблагаемую базу можно уменьшить на сумму расходов, связанных с приобретением имущества.Налогов не возникает, если сумма дохода, от продажи квартиры, не превышает сумму расходов, на её приобретение.

Но если доход и сумма расходов меньше, чем 70% от кадастровой стоимости квартиры, налог будет определяться из расчёта 70% от кадастровой стоимости.Не подлежит налогообложению доход от продажи жилья, если он не превышает 1 000 000 рублей (при учёте, что 70% от кадастровой стоимости меньше чем 1 млн.

рублей).Если при получении в дар квартиры был уплачен налог, то при её будущей продаже, можно уменьшить сумму налога, на уже произведённую выплату. Это касается тех, кто не является близким родственником дарителя.Ещё можно уменьшить налоговую базу на сумму расходов, связанные с ремонтом и отделкой квартиры, купленной в новостройке, если такая квартира передавалась без отделки. Особенности учета расходов на ремонт и отделку, определены подпунктом 4 и 5 пункта 3 статьи 220 НК РФ.Для подтверждения права на имущественный налоговый вычет предоставляется, помимо документов о собственности, документы подтверждающие расходы пп.

6 п. 3 статьи 220 НК РФ:

«документы, подтверждающие произведенные налогоплательщиком расходы (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы)»

.

Налоговая служба разъясняет порядок налогообложения доходов от продажи недвижимости

Дата публикации: 25.01.2017 14:44 (архив) С 1 января 2016 года вступила в силу статья 217.1 Налогового кодекса РФ, установившая новый порядок обложения НДФЛ доходов от продажи недвижимости (введена Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

Из пункта 5 этой статьи следует, что в целях налогообложения продажная стоимость недвижимости должна сравниваться с ее кадастровой стоимостью по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимости, умноженной на понижающий коэффициент 0,7. Если продажная стоимость оказывается меньше этой величины, доход от продажи недвижимости в целях исчисления НДФЛ принимается равным этой величине.

Пунктом 3 статьи 4 Закона № 382-ФЗ установлено, что положения статьи 217.1 НК РФ применяются в отношении объектов недвижимого имущества, приобретенных в собственность после 1 января 2016 года. Поэтому, если недвижимость приобретена в собственность до 1 января 2016 года, то при налогообложении доходов от ее продажи положения статьи 217.1.

НК РФ не применяются. Согласно Гражданскому кодексу РФ право собственности на недвижимое имущество возникает с момента регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Документом, подтверждающим право собственности на недвижимость, является свидетельство о государственной регистрации права или выписка из Единого государственного реестра. Например, жилой дом с участком был куплен в декабре 2015 года и продан в 2016 году.

Если регистрация права собственности на дом и на участок произошла в декабре 2015 года, то при их продаже применяются правила исчисления НДФЛ, действовавшие до 1 января 2016 года. То есть доходом в целях налогообложения будет продажная стоимость дома с участком независимо от того, больше она или меньше кадастровой стоимости.

При этом можно заявить имущественный вычет при продаже имущества, который предоставляется в размере доходов, полученных от продажи недвижимости, но не более 1 млн. рублей. Вместо этого вычета доход от продажи недвижимости можно уменьшить на сумму документально подтвержденных расходов, связанных с ее приобретением. Если дом с участком был куплен, например, за 900 000 руб.

и продается за эту же цену, налоговая база по НДФЛ при такой продаже будет равна нулю независимо от того, какой из вариантов применения вычета будет выбран. Если недвижимость была куплена за 1 200 000 рублей, а продана за 1 350 000 рублей, то налогооблагаемая база составит 1 350 000-1 200 000=150 000 рублей, к уплате в бюджет подлежит 150 000 х 13%=19 500 рублей.

Если договор купли-продажи дома был заключен в декабре 2015 года, а регистрация права собственности на него произошла уже в 2016 году, в целях налогообложения последующей продажи этого дома с участком применяются положения статьи 217.1 НК РФ. Допустим, кадастровая стоимость дома с участком по состоянию на 1 января 2016 года составляет 2,5 млн.

рублей. Если он продан за 250 000 рублей, то, исходя из положений НК РФ, доход от продажи в целях налогообложения составит 1,75 млн.

рублей (2,5 млн. рублей x 0,7). Этот доход можно уменьшить на имущественный вычет в размере полученных доходов от продажи недвижимости, но не более 1 млн. рублей, или на сумму расходов, связанных с ее приобретением.

Таким образом, в первом случае налоговая база по НДФЛ составит 750 000 руб. (1 750 000 рублей – 1 000 000 рублей), а сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, — 97 500 рублей (750 000 руб.

x 13%); во втором случае исходя из налоговой базы 1,5 млн.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+