Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Фз 44 особенности закупок

Фз 44 особенности закупок

Статья 15. Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами


См. Энциклопедии, и другие к статье 15 настоящего Федерального закона 1.

Бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных и настоящей статьи. 2. При наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ

«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных Федерального закона и правового акта закупки: Пункт 1 изменен с 31 июля 2021 г.- от 1 мая 2021 г. N 70-ФЗ 1) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования), по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в , установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное; 2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения; от 28 декабря 2013 г.

N 396-ФЗ в пункт 3 части 2 статьи 15 внесены изменения, с 1 января 2014 г. 3) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию). Часть 2.1 изменена с 29 июня 2018 г.

— от 29 июня 2018 г. N 174-ФЗ 2.1.

Государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением: 1) закупок федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, осуществляемых без использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета на осуществление на территории Российской Федерации капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и (или) на приобретение на территории Российской Федерации объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации; 2) закупок, осуществляемых в соответствии с правовым актом, предусмотренным Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ

«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

, принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе: Подпункт «а» изменен с 31 июля 2021 г.- от 1 мая 2021 г. N 70-ФЗ а) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования, по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное; б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с настоящего Федерального закона; в) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Часть 3 изменена с 29 июня 2018 г.

— от 29 июня 2018 г. N 174-ФЗ 3.

Принятое бюджетным учреждением или государственным, муниципальным унитарными предприятиями решение об осуществлении указанных соответственно в и настоящей статьи закупок в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, или в соответствии с от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ

«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

не может быть изменено в текущем году, если иное не установлено настоящим . от 3 июля 2016 г. N 321-ФЗ в часть 4 статьи 15 внесены изменения, с 1 января 2017 г. 4. При предоставлении в соответствии с Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в настоящего Федерального закона.

При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.

Статья 15 дополнена частью 4.1 с 29 июня 2018 г. — от 29 июня 2018 г. N 174-ФЗ 4.1. При предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации юридическим лицам субсидий, предусмотренных и Бюджетного кодекса Российской Федерации, на юридические лица, которым предоставлены указанные субсидии, при осуществлении ими закупок за счет указанных субсидий распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в и настоящего Федерального закона.

При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении ими этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок, а также контроль в сфере закупок, предусмотренный настоящего Федерального закона.

Часть 5 изменена с 1 июля 2021 г.

— от 1 апреля 2021 г. N 50-ФЗ 5. При предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации юридическому лицу средств, указанных в Бюджетного кодекса Российской Федерации, на юридическое лицо, которому предоставлены указанные средства, при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций. При этом в отношении такого юридического лица при осуществлении им этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок, контроль в сфере закупок органами контроля, указанными в настоящего Федерального закона, при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).

Часть 6 изменена с 29 июня 2018 г.

— от 29 июня 2018 г. N 174-ФЗ 6. В случае, если в соответствии с Российской Федерации государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» или Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», являющиеся государственными или муниципальными заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной, муниципальной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную, муниципальную собственность передали на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного или муниципального заказчика бюджетным учреждениям, автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям либо иным юридическим лицам, такие учреждения, унитарные предприятия либо юридические лица в пределах переданных полномочий осуществляют от лица указанных органов или государственных корпораций закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, которые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков.

Статья 15 дополнена частью 7 с 1 июля 2021 г.- от 1 мая 2021 г.

N 71-ФЗ 7. В случае, если законодательством Российской Федерации с целью заключения гражданско-правового договора (контракта) в рамках отношений, не указанных в настоящего Федерального закона, предусмотрена обязанность проведения конкурсов и аукционов или использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом, то при их проведении положения , , , , настоящего Федерального закона не применяются, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
N 71-ФЗ 7. В случае, если законодательством Российской Федерации с целью заключения гражданско-правового договора (контракта) в рамках отношений, не указанных в настоящего Федерального закона, предусмотрена обязанность проведения конкурсов и аукционов или использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом, то при их проведении положения , , , , настоящего Федерального закона не применяются, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

< статья 14.> Глава 2. >> Содержание

Закон о контрактной системе (закон о госзакупках). Федеральный закон от 5 апреля 2013 г.

N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

2 июля, 28 декабря 2013 г., 4 июня, 21 июля, 24 ноября, 1, 29, 31 декабря 2014 г., 8 марта, 6 апреля, 29 июня, 13 июля, 29, 30 декабря 2015 г., 9 марта, 5 апреля, 2, 23 июня, 3 июля, 28 декабря 2016 г., 22 февраля, 28 марта, 1 мая, 7 июня, 26, 29 июля, 29, 31 декабря 2017 г., 23 апреля, 29 июня, 29 июля, 3 августа, 30 октября, 27 декабря 2018 г., 1 апреля, 1 мая, 27 июня, 27 декабря 2021 г., 27 февраля, 1, 4, 24 апреля, 8 июня, 31 июля 2021 г.

Принят Государственной Думой 22 марта 2013 года Одобрен Советом Федерации 27 марта 2013 года См. , принятые в целях реализации настоящего Федерального закона См. к настоящему Федеральному закону См.

законодательства для специалистов по госзакупкам Президент Российской Федерации В. Путин Москва, Кремль 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ Закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд призван заменить Закон о размещении государственных (муниципальных) заказов. Цель контрактной системы — внедрение единого прозрачного цикла формирования, размещения госзаказа и исполнения госконтрактов.

Отдельное внимание уделяется планированию закупок, оценке их обоснованности.

Заказчики обязаны составлять планы закупок (на срок действия акта о соответствующем бюджете) и ежегодные планы-графики закупок. Вводится нормирование — установление требований к закупаемым товарам, работам, услугам, в том числе их предельной цены.

Это должно исключить необоснованное приобретение предметов роскоши и товаров (услуг) категории «люкс». Предусмотрено обязательное общественное обсуждение закупок на сумму более 1 млрд руб. Закон устанавливает следующие способы размещения заказов.

Помимо электронных и закрытых аукционов могут применяться различные виды конкурсов, а также запрос котировок (предложений) и закупки у единственного поставщика.

Сохранена возможность заключить контракт с единственным поставщиком, если конкурентные процедуры размещения заказа не состоялись (но при определенных ограничениях). Прописаны методы определения начальной (максимальной) цены контракта.

Для борьбы с демпингом вводится обязанность участников конкурсов и аукционов предоставлять повышенное обеспечение, если предложенная ими цена опускается ниже стартовой на 25%. Предусмотрен предквалификационный отбор при проведении конкурса на поставку товаров (работ, услуг) высокосложного, инновационного или специализированного характера. Возможно заключение контрактов жизненного цикла (на закупку товара и его последующие обслуживание, эксплуатацию, ремонт и утилизацию).

Вводится банковское сопровождение контрактов. Расчеты в ходе исполнения контракта, сопровождаемого банком, будут отражаться на счетах, открытых в нем. При осуществлении закупок предоставляются преимущества не только учреждениям УИС, организациям инвалидов, малому бизнесу, но и социально ориентированным некоммерческим организациям.

Госзаказчики обязаны отдавать приоритет инновационной продукции. Кроме того, ограничиваются закупки иностранных товаров и услуг (причем не только в сфере обороны и безопасности). Предусмотрено ведение реестра банковских гарантий, выданных в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе либо в качестве обеспечения исполнения контракта.

Еще одно новшество — электронные площадки должны возвращать участникам аукционов не только внесенное ими обеспечение, но и полученный с него доход. Урегулирован порядок изменения и расторжения контракта.

Предусмотрены мониторинг закупок и аудит результатов исполнения контрактов. Для обеспечения прозрачности закупок создается единая общедоступная информационная система. В ней размещаются планы закупок, данные об их реализации, реестры заключенных контрактов и недобросовестных поставщиков, библиотека типовых контрактов, каталоги товаров (работ, услуг), результаты мониторинга и аудита закупок и многое другое.

В ней размещаются планы закупок, данные об их реализации, реестры заключенных контрактов и недобросовестных поставщиков, библиотека типовых контрактов, каталоги товаров (работ, услуг), результаты мониторинга и аудита закупок и многое другое. Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает 100 млн руб., должны сформировать специальные контрактные службы.

Иные заказчики обязаны назначить контрактного управляющего.

Кроме того, вводится общественный контроль за закупками.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г., кроме отдельных положений, для которых предусмотрены более поздние сроки введения в действие.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Настоящий Федеральный закон с 1 января 2014 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 8 апреля 2013 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 апреля 2013 г. N 14 ст. 1652, в «Российской газете» от 12 апреля 2013 г.

N 80 Конституционного Суда РФ от 9 апреля 2021 г. N 16-П настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой он позволяет включать в реестр недобросовестных поставщиков информацию о физических лицах — учредителях юридического лица (акционерного общества), которые не являются его участниками (акционерами) к моменту заключения и исполнения этим юридическим лицом контракта в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд В настоящий документ внесены изменения следующими документами: от 31 июля 2021 г.

N 249-ФЗ Изменения вступают в силу с 11 августа 2021 г. и 1 сентября 2021 г. от 8 июня 2021 г. N 180-ФЗ Изменения вступают в силу с 19 июня 2021 г.

от 24 апреля 2021 г. N 124-ФЗ Изменения вступают в силу с 24 апреля 2021 г., 1 июля 2021 г. и 1 января 2021 г. См. настоящего документа Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ от 4 апреля 2021 г. N 107-ФЗ Изменения вступают в силу с 4 апреля 2021 г.

от 1 апреля 2021 г. N 98-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 апреля 2021 г. от 27 февраля 2021 г. N 27-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2021 г. N 98-ФЗ) Изменения вступают в силу с 9 марта 2021 г.

и 1 января 2021 г. См. настоящего документа Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ от 27 декабря 2021 г. N 469-ФЗ Изменения вступают в силу с 28 декабря 2021 г. от 27 декабря 2021 г. N 449-ФЗ (в редакции от 24 апреля 2021 г.

N 124-ФЗ и от 31 июля 2021 г. N 249-ФЗ) Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г., 8 января 2021 г., 1 июля 2021 г. и 1 апреля 2021 г. См. настоящего документа Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ от 27 июня 2021 г.
и 1 апреля 2021 г. См. настоящего документа Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ от 27 июня 2021 г. N 152-ФЗ Изменения с 8 июля 2021 г., за исключением изменений, с 1 июля 2021 г., и , изменений, с 1 октября 2021 г.

от 27 июня 2021 г. N 151-ФЗ Изменения вступают в силу с 27 июня 2021 г. от 1 мая 2021 г. N 71-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г., за исключением изменений, для которых иные сроки вступления их в силу от 1 мая 2021 г. N 70-ФЗ Изменения вступают в силу с 31 июля 2021 г.

от 1 мая 2021 г. N 69-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 мая 2021 г.

от 1 апреля 2021 г. N 50-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г. от 27 декабря 2018 г. N 518-ФЗ Изменения вступают в силу с 28 марта 2021 г.

от 27 декабря 2018 г. N 512-ФЗ Изменения вступают в силу с 7 января 2021 г. от 27 декабря 2018 г. N 502-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г., за исключением , , , изменений, вступающих в силу с 27 декабря 2018 г. от 30 октября 2018 г. N 393-ФЗ Изменения вступают в силу с 11 ноября 2018 г.

от 3 августа 2018 г. N 311-ФЗ Изменения вступают в силу с 14 августа 2018 г. от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

от 29 июля 2018 г. N 267-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.

от 29 июня 2018 г. N174-ФЗ Изменения вступают в силу с 29 июня 2018 г.

от 23 апреля 2018 г. N 108-ФЗ Изменения вступают в силу с 4 мая 2018 г. от 31 декабря 2017 г. N 506-ФЗ Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.

от 31 декабря 2017 г. N 504-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 июля 2018 г., за исключением положений, для которых иные сроки вступления их в силу от 31 декабря 2017 г.

N 503-ФЗ Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г. от 29 декабря 2017 г. N 475-ФЗ Изменения вступают в силу с 29 декабря 2017 г. от 29 июля 2017 г. N 267-ФЗ (в редакции от 29 декабря 2017 г. N 475-ФЗ) Изменения с 1 июня 2018 г. от 29 июля 2017 г. N 231-ФЗ Изменения с 10 августа 2017 г. от 26 июля 2017 г. N 211-ФЗ Изменения с 6 августа 2017 г.
от 26 июля 2017 г. N 211-ФЗ Изменения с 6 августа 2017 г.

от 26 июля 2017 г. N 198-ФЗ Изменения с 26 июля 2017 г. от 7 июня 2017 г. N 108-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 7 июня 2017 г. N 106-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 1 мая 2017 г.

N 83-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 28 марта 2017 г.

N 45-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 28 марта 2017 г.

N 36-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 22 февраля 2017 г.

N 17-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 28 декабря 2016 г. N 500-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 28 декабря 2016 г.

N 489-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 28 декабря 2016 г. N 474-ФЗ Изменения с 1 января 2017 г. от 3 июля 2016 г. N 321-ФЗ Изменения c 1 января 2017 г.

от 3 июля 2016 г. N 320-ФЗ Изменения c 1 января 2017 г. от 3 июля 2016 г. N 365-ФЗ Изменения с 1 сентября 2016 г. от 3 июля 2016 г. N 314-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 3 июля 2016 г.

N 266-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона и по 30 июля 2018 г.

включительно от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ Изменения с 1 сентября 2016 г. от 23 июня 2016 г. N 203-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 2 июня 2016 г. N 167-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ Изменения с 1 июля 2016 г. от 5 апреля 2016 г. N 96-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 9 марта 2016 г.
от 5 апреля 2016 г. N 96-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 30 декабря 2015 г.

N 469-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 29 декабря 2015 г.

N 390-ФЗ Изменения с 1 января 2016 г.

от 13 июля 2015 г. N 249-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона и на правоотношения, возникшие с 1 июля 2015 г. от 13 июля 2015 г. N 227-ФЗ Изменения по истечении тридцати дней после дня названного Федерального закона от 13 июля 2015 г.

N 226-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 13 июля 2015 г.

N 216-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ Изменения 1 июля 2015 г.

от 29 июня 2015 г. N 188-ФЗ Изменения с 1 января 2016 г. от 6 апреля 2015 г. N 82-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 8 марта 2015 г. N 48-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона и на правоотношения, возникшие с 1 марта 2015 г.

от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ Изменения с 15 сентября 2015 г. от 31 декабря 2014 г. N 519-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 498-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона, за исключением изменений в , с 1 апреля 2015 г.

Положения , , и настоящего Федерального закона (в редакции названного Федерального закона) с 1 января 2016 г.

от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ Изменения с 1 января 2015 г. от 1 декабря 2014 г. N 416-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 356-ФЗ Изменения с 1 января 2015 г.

от 21 июля 2014 г. N 224-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 4 июня 2014 г. N 140-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона Действие положений , , и и настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 4 июня 2014 г. N 140-ФЗ) на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.

от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ Изменения с 1 января 2014 г., за исключением изменений, с 31 декабря 2013 г. от 2 июля 2013 г. N 188-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона

44-ФЗ: кратко и доступно о главных аспектах

У начинающих поставщиков часто возникает большое количество вопросов о закупочной деятельности. Сегодня процедуру проведения тендеров регулирует , который принят в 2013 году, но постоянно совершенствуется и модернизируется.

Если кратко описать структуру 44-ФЗ, она будет выглядеть таким образом:

  1. в заключительных статьях с 112 по 114 44-ФЗ подведены краткие итоги и изменения с момента вступления в законную силу.
  2. в статьях с 24 по 96 дана подробная информация о порядке государственного регулирования, участниках тендеров и предъявляемым к ним требованиям;
  3. статьи федерального закона с 1 по 15 дают подробное описание общих положений, отвечают на вопросы и принципы заключения договорных отношений с физическими и юридическими лицами, дают определение основным понятиям и терминам;
  4. 105-107 статьи закона знакомят с порядком разрешения споров между поставщиком и заказчиком;
  5. в 99 -104 статьях представлена подробная информация о контроле в сфере ФЗ. Данные разделы чаще всего претерпевают внесение изменений и дополнений для усиления надзора в области закупок;
  6. статьи закона о государственных закупках с 16 по 23 формируют у читателя представление о планировании таких процедур;
  7. пункты 97 и 98 посвящены принципам мониторинга закупок и контролю в части выполнения каждого контракта в рамках 44-ФЗ;
  8. в 108-111 статьях дана информация о том, как заключать договоры и основные принципы их исполнения при определенных видах госзакупок;

Федеральный закон № 44 регламентирует контрактный порядок осуществления закупок товаров и услуг для обеспечения государственных нужд.

Он отменяет действие закона с 1 января 2014 года. Конкретнее он регулирует:

  1. мониторинг и аудит в сфере закупочных процедур;
  2. контрольные мероприятия и урегулирование споров.
  3. порядок планирования госзакупок;
  4. непосредственно заключение госконтрактов и их последующее исполнение;
  5. отбор и основные требования, предъявляемые к участникам тендеров;

Не входят в регулирование 44-ФЗ:

  1. закупки в области бесплатных услуг адвокатов;
  2. закупки органов избирательной власти с целью проведения выборов;
  3. закупки международного формата;
  4. размер платы за участие в закупочных процедурах.
  5. закупки в области поддержки спортивных мероприятий мирового масштаба, проводимые на территории РФ;
  6. закупки в сфере государственной защиты судей и должностных лиц;
  7. закупки драгоценных металлов и камней в адрес Государственного фонда;

В основе 44-ФЗ о госзакупках лежат принципы контрактной системы.

Основные из них:

  1. открытость и прозрачность от начала проведения аукционов и торгов до момента заключения и исполнения госконтракта;
  2. стимулирование и мотивация инновационных решений в области закупок;
  3. эффективность госзакупок и ответственность за конечный результат.
  4. профессионализм государственных заказчиков;
  5. обеспечение конкуренции для участников закупок;
  6. обеспечение единого подхода и принципов;

Для более осмысленного понимания, кто получает право на доступ к государственным закупкам, дадим определения каждому из участников. Госзаказчик — это государственная организация, которая нуждается в определенных услугах или товарах.

В таких случаях заказчик организовывает тендер на участие и является плательщиком по будущему контракту.

К таким представителям согласно 44-ФЗ относят школы, детские сады, учреждения медицинского и учебного направления, находящиеся на обеспечении государства, а также жилищно-коммунальные хозяйства. В рамках исполнения 44-ФЗ организация-заказчик вправе тратить только бюджетные средства на исполнение контракта. Противоположной стороной при участии в закупках является поставщик.

Им могут быть как физические лица и индивидуальные предприниматели, так и юридические лица — представители малого, среднего и крупного бизнеса. Поставщик является исполнителем по контракту с соблюдением 44-ФЗ.

Он отвечает за своевременное исполнение обязательств по договору, будь то поставка товаров или выполнение работ. У поставщика есть право работать с госзаказчиком напрямую или же в качестве привлеченного субподрядчика.

Поддержка государством малого бизнеса очевидна: на сегодняшний день более 15% от общего объема закупок госзаказчики проводят у субъектов малого бизнеса.

Сегодня в рамках исполнения федерального закона о госзакупках, тендеры проводятся на восьми официальных торговых площадках:

  • Национальная электронная площадка (ранее — ММВБ).

Поставщик и заказчик — это далеко не все участники такого процесса. Посредником выступает одна из торговых площадок (оператор ЭТП), а также банки и надзорные органы. Теперь для полноценной работы нет необходимости регистрироваться и проходить процедуру аккредитации для каждой площадки.

Получить доступ ко всем можно с помощью однократной регистрации в ЕИС. Единая информационная система () — это интернет-ресурс, который содержит реестр всех заключенных договоров, а также информацию о черных и белых списков потенциальных участников.

Доступ к ресурсу предоставляется бесплатно. Если изложить процесс кратко, закупочная процедура в рамках 44-ФЗ состоит из таких этапов:

  • Поставщик, который соответствует требованиям , направляет соответствующую заявку на участие в проводимой закупке. В ней обязательно указываются все сведения и параметры о потенциальном участнике.
  • Заказчик рассматривает поданные заявки и проводит электронную закупочную процедуру, которая определяет наиболее выгодное предложение.
  • Поставщик принимает на себя и качественно выполняет указанные в договоре обязательства, после чего госзаказчик оплачивает услуги.
  • В результате определяется победитель и стороны заключают контракт электронным способом.
  • Заказчик в лице государственного органа публикует запрос о необходимости в проведении закупки на поставку товаров или проведения работ путем размещения извещения и прочих документов по тендеру.

При участии в конкурсных и аукционных мероприятиях согласно статьи 44 закона о госзакупках требуется предоставить обеспечение заявки. При участии в закупке электронная площадка проводит блокировку определенной суммы денежных средств, которую необходимо разместить на спецсчете.

Это своего рода гарантия исполнения обязательств, и в случае отказа сумма перечисляется заказчику как компенсация. Такое обеспечение может быть предоставлено двумя способами:

  1. личные денежные средства, размещенные на специальном счете;
  2. банковская гарантия — обязательство, при котором банк выступает гарантом.

Федерального закона посвящена требованиям к оформлению договора.

Согласно инструкциям, контракт должен содержать следующую информацию:

  1. форму договорных отношений;
  2. предмет договора с подробным описанием объекта закупочной процедуры;
  3. права и обязанности сторон;
  4. их ответственность.
  5. порядок расчетов и приемки товаров или услуг;
  6. стоимость;

Цена договора — величина постоянная и остается неизменной в течение срока контракта.

Но в ряде ситуаций можно менять стоимостное выражение договора:

  1. увеличение или уменьшение объемов закупки до 10 % — так называемый опцион;
  2. при закупках у единственного поставщика возможно снижение начальной максимальной цены при сохранении прежних объемов товаров или услуг;
  3. предлагаемые услуги/продукция более высокого качества, что требует дополнительных расходов, но в пределах НМЦК.
  4. существенные изменения, которые коснулись финансирования проекта;

Согласно действующему законодательству, заказчик имеет право обратиться к единственному поставщику (неконкурентный способ закупки) или выбрать для себя конкурентный способ закупки. Если государственное учреждение выбирает второй вариант, то здесь также есть свои тонкости и разновидности:

  1. открытый конкурс с ограниченным участием — предполагает получение доступа определенной категории поставщиков узкой и специфичной специализации;
  2. электронный аукцион — самый распространенный вид тендера, в рамках которого проводят до 60 % всех закупок;
  3. открытый конкурс — применим, когда важна не только стоимость, но и качество конечных услуг. Предполагает равные открытые условия для всех участников, победителем становится поставщик с наиболее выгодными условиями;
  4. закрытый конкурс — здесь заказчик сам определяет круг потенциальных участников. Это применимо, когда речь идет о закупках, в результате которых исполнитель получает доступ к государственной тайне. Такие закупки контролируются ФАС;
  5. запрос котировок — простая и оперативная процедура. Поставщик единожды предоставляет заявку с указанием стоимости своих услуг. Из всех предоставленных заказчик определяет лучшую;
  6. открытый двухэтапный конкурс — на первом этапе происходит стандартная процедура подачи заявок от участников, а далее предусмотрен отсев по опыту, квалификации и качеству услуг заявителей;
  7. запрос предложений — применим в случаях, когда по каким-то причинам не состоялся аукцион или требуется повторный конкурс. Заказчик самостоятельно обращается к исполнителям с просьбой предоставить актуальные цены и другие сведения.

Необходимость ее создания была обусловлена изменениями в управлении госзакупок. Такое нововведение обеспечивает полный цикл следующих закупок:

  1. дальнейший контроль;
  2. претензионная работа.
  3. выбор конкретных подрядчиков;
  4. непосредственно заключение контрактов;
  5. планирование контрактных закупок по 44-ФЗ;

Создавать такую контрактную службу госзаказчик может по своему усмотрению при условии, что его годовой объем закупок менее 100 млн.

рублей в год. Закон о госзакупках предполагает ряд особенностей, которые касаются определенных видов процедур. К ним относят:

  1. закупки в соответствии с решениями Правительства РФ — весь порядок проведения сделок определяется и регламентируется Правительством;
  2. госконтракты при закупке товаров и услуг, включаемых в государственный оборонный заказ — правительство определяет перечень услуг, в соответствии с которым происходит выбор поставщика. Последний не вправе отказаться от заключения такого контракта;
  3. заключение энергосервисных контрактов — в таких случаях максимальная цена определяется как стоимость фактически понесенных расходов в прошлом году и не может их превышать. Такой контракт заключается отдельно от других договоров на поставку товаров и услуг;
  4. контракты на оказание услуг, направленных на оборону страны и поддержанию безопасности у единственного поставщика — при определении поставщика заказчик вправе обращаться в Правительство РФ с предложениями о возложении на оператора связи обязанности по оказанию услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка;
  5. контракты в сфере создания произведений архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства — по условиям такого договора исключительные права принадлежат субъектам РФ, которые инициировали такой заказ;
  6. закупки на территории иностранного государства — заказчики при таких контрактах вправе не размещать информацию в ЕИС.

В рамках исполнения закона каждая государственная организация составляет планы и графики предстоящих закупок. С 1 октября 2021 компании планируют закупки только по планам-графикам на три года, существующие ранее планы закупок отменены.

Заказчик не имеет права провести закупочную процедуру, не включенную в план-график. В таком документе обязательно должна быть обоснована НМЦК. Помимо этого, план должен отображать ряд других параметров к каждой закупке:

  1. НМЦ каждого контракта,
  2. название, номер, требования к товарам и участникам,
  3. информация о банковском сопровождении контракта,
  4. дополнительные требования к участникам закупки, если они есть,
  5. применение критериев оценки закупки.
  6. размер обеспечения заявки и исполнения контракта,
  7. способ закупки,
  8. месяц и год объявления закупки,

Планы-графики публикуются в ЕИС в течение трех рабочих дней, если не содержат гостайны.

44-ФЗ диктует ряд определенных правил. Сегодня каждый заказ для исполнения государственных закупок проходит процедуру мониторинга — это систематический сбор, обобщение и оценка имеющихся данных о прохождении тендеров и контроль за выполнением планов и планов-графиков закупок. Такой мониторинг вправе проводить Министерство Финансов РФ.

Процедура имеет следующие цели:

  1. анализировать степень необходимости проведения закупок с учетом НМЦ и методами проведения конкурсов и аукционов.
  2. оценить уровень фактической реализации целей, указанных в госпрограммах, а также проверить исполнение международных обязательств;

Система осуществления контроля за соблюдением принципов 44-ФЗ сложная, многоуровневая и строгая. Такие полномочия делегированы следующим органам:

  1. органам исполнительной власти федерального значения, осуществляющим функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетной политики, органам управления государственными фондами, выходящими за рамки бюджета;
  2. органам, осуществляющим внутренний государственный контроль за финансами в соответствии с Бюджетным Кодексом России.
  3. федеральному органу исполнительной власти, надзорному органу в области гособоронзаказа, территориальным органам исполнительной власти, организациям, относящимся к местному самоуправлению;

Основными контролирующими органами нашей страны признаны: ФАС, Росфиннадзор, Федеральное казначейство. В полномочия этих организаций входит надзор и контроль за правильностью определения идентификационных кодов закупок, составления план-графиков и планов, корректность оформления извещений и многое другое.

Основные функции и ведение контроля в сфере закупок подробно описано в п.

13 . Для качественного исполнения своих функций он должен быть наделен полномочиями и обладать полноценными правами осуществлять деятельность на разных уровнях власти:

  1. федеральном,
  2. региональном,
  3. местном.

Главным контрольным органом в сфере закупочных процедур является Федеральная антимонопольная служба, которая выполняет ряд следующих функций, направленных на надзор за исполнением закона 44-ФЗ. Для качественного исполнения своих функций ФАС наделено полномочиями в отношении сбора информации о подконтрольных субъектах:

  1. операторов электронных площадок.
  2. контрактных служб (управляющих);
  3. специализированных организаций;
  4. закупочных комиссий (членов комиссий);
  5. заказчиков;
  6. уполномоченных органов и учреждений;

Контролер исполняет свои обязанности путем плановых и внеплановых проверок. Для осуществления внеплановой проверки определен перечень оснований:

  1. информация о нарушении законодательства в сфере закупок;
  2. жалоба на действие (бездействие) субъектов контроля;
  3. окончание срока выданного по основаниям п. 2 ч. 22 и п. 3 ч. 27 ст. 99 ЗКС предписания.

Таким образом в результате проверки или по поступившей жалобе поставщика ФАС может признать закупку необоснованной.

В таком случае ее корректируют или полностью отменяют, а виновные обязательно привлекаются к ответственности. Действие закона 44-ФЗ направлено на мониторинг контрактов, проводимых в сфере госзакупок, с целью снизить или полностью исключить коррупцию и демпинг в этом секторе, а также полностью регулировать отношения заказчиков и поставщиков в рамках этого закона. ( 4 оценки, среднее 3.75 из 5 ) Поделиться:

Глава 3.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+