Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Должностной регламент не должен проитворечить законам

Должностной регламент не должен проитворечить законам

Должностной регламент не должен проитворечить законам

Статья 47. Должностной регламент. 1. Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.


2.

В должностной регламент включаются: 1) квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности; 2) должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы; 3) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения; 4) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений; 5) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений; 6) порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями; 7) перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа; 8) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. 3. Положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. 4. Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.

5. Примерные должностные регламенты утверждаются соответствующим органом по управлению государственной службой.Комментарий к статье 471. В комментируемой статье вводится понятие «должностной регламент гражданского служащего». В соответствии с должностным регламентом осуществляется профессиональная служебная деятельность гражданского служащего, им должны определяться должностные обязанности, права и другие условия профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Согласно ч. 1 данной статьи должностной регламент утверждается представителем нанимателя и является составной частью административного регламента государственного органа.

При этом не вполне понятно, что понимается под административным регламентом государственного органа. Это понятие законодателем не только не раскрывается, но и не упоминается в других статьях Закона (что, кстати, отмечалось в заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы РФ по проекту данного Закона).

Представляется, что административный регламент государственного органа должен представлять собой нормативно-правовой акт, регулирующий порядок действий и решений в рамках реализации задач государственного органа и устанавливающий стандарты исполнения государственных функций.

Должностной регламент в этом смысле устанавливает стандарты реализации конкретной должностной функции.

2. Часть 2 данной статьи содержит перечень условий прохождения государственной гражданской службы, которые включаются в должностной регламент гражданского служащего. 2.1. Прежде всего, в должностном регламенте необходимо указать квалификационные требования, которым должен удовлетворять гражданский служащий для замещения соответствующей должности гражданской службы (см.

комментарий к ст. 12). Должностной регламент может конкретизировать квалификационные требования применительно к конкретным должностям гражданской службы, например в части профиля соответствующего образования и т.п. Кроме того, должностной регламент должен содержать квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

2.2. Должностной регламент должен включать в себя права, обязанности и ответственность гражданского служащего в связи с замещением конкретной должности гражданской службы.

Основные права и обязанности гражданского служащего в связи с прохождением им гражданской службы закрепляются в гл. 3 (

«Правовое положение (статус) гражданского служащего»

) комментируемого Закона.

Кроме того, права и обязанности гражданского служащего являются существенным условием служебного контракта. По всей видимости, эти права и обязанности должны конкретизироваться в должностном регламенте применительно к задачам и функциям структурного подразделения и замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы.

В этом смысле должностной регламент должен отражать функциональные особенности конкретной должности. 2.3. В должностном регламенте должен быть предусмотрен конкретный перечень тех вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать решения.

Круг вопросов, входящих в компетенцию гражданского служащего, определяется задачами и функциями соответствующего структурного подразделения государственного органа, а также спецификой замещаемой им должности. Должностной регламент должен включать в себя: перечень обстоятельств, при которых гражданский служащий должен или может принять решение самостоятельно; содержание вопросов, по которым гражданский служащий принимает решение самостоятельно; варианты возможных решений; критерии принятия решения; сроки принятия решения и правовые формы указанных решений. В зависимости от функциональных особенностей конкретной должности в должностной регламент могут включаться и иные требования.

2.4. Отдельно в должностном регламенте предусматривается перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать в подготовке проектов нормативных правовых актов.

В этой связи должностной регламент должен включать в себя: перечень обстоятельств, при которых гражданский служащий должен принять участие в подготовке проектов нормативных правовых актов, проектов управленческих и иных решений; содержание управленческих или иных действий гражданского служащего; варианты возможных действий и решений; критерии принятия решения; сроки их выполнения и правовые формы указанных действий и решений.
В этой связи должностной регламент должен включать в себя: перечень обстоятельств, при которых гражданский служащий должен принять участие в подготовке проектов нормативных правовых актов, проектов управленческих и иных решений; содержание управленческих или иных действий гражданского служащего; варианты возможных действий и решений; критерии принятия решения; сроки их выполнения и правовые формы указанных действий и решений.

2.5. Также должностным регламентом должны быть предусмотрены конкретные сроки и процедуры подготовки проектов решений, порядок согласования и принятия данных решений. Очевидно, что сроки и процедуры подготовки и принятия решений должны быть предусмотрены при регламентации вопросов, по которым гражданский служащий принимает решения самостоятельно, а также вопросов, в решении которых он принимает участие. 2.6. В должностном регламенте предусматривается порядок служебного взаимодействия гражданского служащего при исполнении им должностных обязанностей с иными гражданскими служащими, гражданами или организациями.

Иными словами, регламентации подлежат: основания и порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, а также формы и порядок служебного взаимодействия гражданского служащего с гражданами и организациями. Порядок такого взаимодействия определяется на основе стандарта обслуживания соответствующего органа государственной власти.

2.7. Из содержания п. 7 ч. 2 ст. 47 Закона неясно, что понимается под государственными услугами, которые должны оказываться в соответствии с административным регламентом государственного органа.

Вызывает сомнение необходимость включать в каждый должностной регламент по отдельным должностям указанный перечень государственных услуг. 2.8. Наконец, в должностной регламент должны включаться показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности конкретного гражданского служащего.

По всей видимости, речь идет о гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, по которым установлен особый порядок оплаты труда в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности. Перечень таких должностей утверждается указом Президента РФ по представлению Правительства РФ. Обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов утверждаются Президентом РФ, а специфические показатели конкретного государственного органа утверждаются правовым актом этого государственного органа в соответствии с особенностями его задач и функций.

На основе этого акта должны определяться показатели эффективности и результативности по конкретной должности гражданской службы, которые в соответствии с данной нормой включаются в должностной регламент. Вместе с тем следует отметить, что согласно ст.

24 комментируемого Закона условия оплаты труда, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности, представляют собой существенное условие служебного контракта. 3. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает, что положения должностного регламента должны учитываться при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

При проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, прежде всего, должны учитываться квалификационные требования к данной должности и, в частности, требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются должностным регламентом.

Аттестация гражданского служащего, согласно положениям ст. 48 данного Закона, проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы. Оценка соответствия замещаемой должности включает в себя: соответствие квалификационным требованиям по замещаемой должности; выполнение гражданским служащим своих должностных обязанностей; результативность выполняемой им работы.
Оценка соответствия замещаемой должности включает в себя: соответствие квалификационным требованиям по замещаемой должности; выполнение гражданским служащим своих должностных обязанностей; результативность выполняемой им работы.

При этом квалификационные требования по замещаемой должности, перечень должностных обязанностей, критерии эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего определяются должностным регламентом. Квалификационный экзамен проводится в целях оценки знаний, навыков и умений (профессионального уровня) гражданского служащего (см.

комментарий к ст. 49). Уровень профессиональных знаний, навыков и умений гражданского служащего должен соответствовать требованиям, предусмотренным должностным регламентом. 4. Если положения должностного регламента согласно ч.

3 данной статьи представляют критерии надлежащего исполнения гражданским служащим своих служебных обязанностей, то фактическое исполнение должностного регламента выступает в качестве предмета оценки конкурсной или аттестационной комиссией.

5. Согласно ч. 5 комментируемой статьи примерные должностные регламенты утверждаются соответствующим органом по управлению государственной службой. Нужно отметить, что Указом Президента РФ от 16 февраля 2005 г.

«О Примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации»

руководителям государственных органов предписывается в трехмесячный срок утвердить должностные регламенты государственных гражданских служащих в соответствующем государственном органе.

Важный кадровый документ: должностная инструкция

Автор: 30.10.2012 109 803 Образцы некоторых инструкций установлены нормативными правовыми актами. Как составить должностную инструкцию в учреждении, если для нее не предусмотрена типовая форма, как ее разработать и утвердить, как внести изменения?

На эти и другие вопросы вы найдете ответы в статье.Роль должностной инструкцииВ Трудовом кодексе не уделяется внимания должностной инструкции, однако о ней часто упоминается в письмах Роструда. Определим, что представляет собою эта инструкция и так ли уж она нужна.Согласно Современному экономическому словарю[1] должностной считается инструкция, указывающая круг поручений, обязанностей, работ, которые должно выполнить лицо, занимающее данную должность на предприятии, фирме. А в Письме Роструда от 09.08.2007 № 3042‑6‑0 говорится, что должностная инструкция – это документ, определяющий задачи, квалификационные требования, функции, права, обязанности, ответственность работника и являющийся неотъемлемым инструментом регулирования трудовых отношений.Должностная инструкция необходима и работодателю, и работнику.

Ее следует разрабатывать по каждой должности (в том числе вакантной), имеющейся в штатном расписании. Обратите внимание, что инструкция разрабатывается именно для конкретной должности, а не для конкретного работника.Согласно указанному письму отсутствие должностной инструкции в отдельных случаях мешает работодателю обоснованно отказать в приеме на работу (поскольку именно в ней могут содержаться дополнительные требования, связанные с деловыми качествами работника), объективно оценить деятельность работника в период испытательного срока, распределить трудовые функции между сотрудниками, временно перевести работника на другую работу, оценить добросовестность и полноту выполнения работником трудовой функции.Внесем ясность в данную формулировку. В соответствии со ст. 64 ТК РФ запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора, то есть отказ, обусловленный обстоятельствами, не связанными с деловыми качествами работника.

Под деловыми качествами согласно Постановлению Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2[2] понимаются способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств (например, состояние здоровья, определенный уровень образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли). Таким образом, наличие должностной инструкции позволит обоснованно отказать в приеме на работу лицу, не имеющему достаточного стажа или квалификации.Согласно ст.

71 ТК РФ при неудовлетворительном результате испытания работодатель имеет право до истечения срока испытания расторгнуть трудовой договор с работником, предупредив его об этом не позднее чем за три дня, с указанием причин, послуживших основанием для признания этого работника не выдержавшим испытание.

Таким образом, должностная инструкция, где перечислены обязанности, которые должен был выполнять работник, может стать основанием для его увольнения как не выдержавшего испытание.В силу ст.

192 ТК РФ дисциплинарный проступок – это неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Таким образом, прежде, чем привлечь работника к дисциплинарной ответственности, работодатель должен обратиться к должностной инструкции.Кроме этого, в должностной инструкции предусматривается возможность замещения работником другого, отсутствующего работника, например, когда заместитель начальника отдела временно исполняет обязанности начальника отдела во время его отсутствия или врач одной специализации замещает должность врача другой специализации.В организации также могут быть работники, занимающие одинаковые должности, но имеющие разные оклады.

Таким образом, прежде, чем привлечь работника к дисциплинарной ответственности, работодатель должен обратиться к должностной инструкции.Кроме этого, в должностной инструкции предусматривается возможность замещения работником другого, отсутствующего работника, например, когда заместитель начальника отдела временно исполняет обязанности начальника отдела во время его отсутствия или врач одной специализации замещает должность врача другой специализации.В организации также могут быть работники, занимающие одинаковые должности, но имеющие разные оклады. Это неправильно, поскольку в соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель должен обеспечить равную плату за труд равной ценности.

И в этом случае именно должностные инструкции будут доказательством того, что права работников не нарушены.

Для этого в инструкциях следует отразить показатели качества труда, влияющие на заработную плату: разные должностные обязанности, разный объем выполняемой работы, квалификационные требования и др.

(Но все же во избежание сложностей с контролирующими органами в названия одинаковых должностей рекомендуем вводить слова «старший», «ведущий» и т. п.)Должностные инструкции также помогают обосновать некоторые расходы – транспортные (для лиц, чья работа имеет разъездной характер), на сотовую связь и т.

п. Большое значение имеют инструкции в случаях привлечения работников по гражданско-правовым договорам для выполнения задач, которые не входят в должностные обязанности штатных сотрудников.Таким образом, основными целями создания должностных инструкций являются:

  1. четкая и подробная формулировка трудовой функции работников;
  2. определение необходимой квалификации работников;
  3. обоснование привлечения к дисциплинарной ответственности;
  4. установление обязанности работников повышать квалификацию;
  5. обоснование возмещения транспортных или других расходов.
  6. определение порядка взаимодействия работников;

Некоторые работодатели ограничиваются тем, что указывают трудовую функцию (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации) в трудовом договоре, даже не прописывая должностные обязанности.

При этом работодатель ссылается на существование тарифно-квалификационных справочников, в которых установлены требования к различным категориям работников.

И это не будет нарушением трудового законодательства. Но, используя должностные инструкции, работодатель облегчает жизнь в первую очередь самому себе, ведь преимущества, как говорится, налицо.Порядок разработки должностной инструкции При разработке должностных инструкций можно воспользоваться Рекомендациями, утвержденными Приказом Госкомэкологии РФ от 10.12.1997 № 552[3]. Руководством по оформлению и структурированию инструкций послужит ГОСТ Р 6.30‑2003 «Унифицированные системы документации.

Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»[4].В состав реквизитов должностных инструкций должны включаться наименование организации и наименование документа, дата и номер, заголовок к тексту, гриф утверждения, текст, подпись разработчика и визы согласования.За основу квалификационных характеристик каждой должности применяются следующие нормативные акты:

  1. Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Постановлением Минтруда РФ от 09.02.2004 № 9;
  2. другие квалификационные справочники по различным отраслям и видам деятельности.
  3. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н;
  4. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37;

При этом с учетом специфики организации форма, структура и содержание инструкции могут иметь свои особенности.Как правило, должностная инструкция состоит из следующих разделов:1. Общие положения. Включают в себя:

  1. — документы, знание которых является обязательным.
  2. функциональное назначение документа. Например: «Должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права, обязанности, ответственность, условия работы, взаимоотношения (связи по должности) работника, критерии оценки его деловых качеств и результатов работы при выполнении работ по специальности»;
  3. порядок назначения и освобождения на должность (кем работник назначается, принимается ли по конкурсу);
  4. подчиненность работника: кому он подчиняется и кто находится в его подчинении;
  5. категория, к которой относится должность (руководители, специалисты, рабочие или др.);
  6. квалификационные требования (образование, стаж работы, навыки, дополнительные сведения);
  7. порядок замещения во время его отсутствия и должности, которые он может замещать;
  8. чем должен руководствоваться в своей деятельности;

2.

Должностные обязанности. Раздел включает в себя описание конкретных ежедневных, еженедельных, ежемесячных и т. д. обязанностей, которые работник должен выполнять в рамках возложенных на него функций, а также обязанности, предполагающие использование определенных форм и методов работы, порядок исполнения поручений, этические нормы, которые необходимо соблюдать в коллективе.3.

Права работника. Приводится перечень прав, предоставляемых работнику для успешного выполнения возложенных на него обязанностей, которые вытекают как из функций организации, так и из функций структурного подразделения.

К таким правам, например, относятся следующие: принимать решения в соответствии с должностными обязанностями, принимать участие в разработке различного вида программ, вносить предложения по совершенствованию рабочего процесса, повышать свою квалификацию.4. Связи по должности. Перечисляется круг лиц, с которыми работник взаимодействует, осуществляя трудовую деятельность, указывается функциональное и линейное подчинение или руководство, в том числе сроки и порядок предоставления информации, порядок подписания и согласования документов и др.5.

Ответственность. Устанавливаются виды ответственности за несвоевременное и некачественное выполнение работником своих должностных обязанностей согласно трудовому законодательству. В данном разделе могут перечисляться конкретные виды нарушений, за которые применяются конкретные виды ответственности. Прописывая меры ответственности, нужно делать ссылку на статью соответствующего нормативного правового акта – ТК РФ, ГК РФ, КоАП РФ или УК РФ.6.

Оценка работы. Здесь устанавливаются:

  1. критерии оценки работы – результатов, достигнутых работником при исполнении должностных обязанностей, качества выполненной работы, своевременности ее выполнения и т. п. При этом оценка деловых качеств и результатов работы проводится на основании как объективных показателей, так и мотивированного мнения непосредственного руководителя.
  2. критерии оценки деловых качеств работника, такие как квалификация, профессиональная компетентность, интенсивность труда, проявление инициативы;

7.

Заключительные положения. В этом разделе может быть прописан порядок вступления данного документа в силу, внесения в него изменений и т. д.Отметим, что работодатель не может включать в должностную инструкцию положения, не установленные Трудовым кодексом, в частности, дополнительные основания увольнения работника.

В Письме Роструда от 30.11.2009 № 3520‑6‑1 (далее – Письмо № 3520-6-1) было дано разъяснение, что положение о возможности увольнения по определенным основаниям, в том числе по собственному желанию, не является предметом должностной инструкции, поскольку не относится к трудовой функции работника.Как правило, должностные инструкции разрабатываются сотрудником отдела кадров совместно с руководителем структурного подразделения.Инструкция может иметь форму отдельного документа или приложения к трудовому договору. Мы рассматриваем должностную инструкцию как отдельный документ, поскольку такая форма более удобна и чаще применяется на практике.Согласование должностной инструкцииИтак, первоначально разрабатывается проект инструкции.

Затем он, как правило, согласовывается с юридическим отделом, проходя проверку соответствия законодательству, с финансовой службой и другими подразделениями организации, с которыми сотрудник, занимающий данную должность, будет взаимодействовать.

Мнение согласовывающих лиц может быть зафиксировано на листе согласования, прилагаемом к инструкции, с учетом которых в нее в последующем вносятся (не вносятся) изменения. После внесения изменений инструкция вновь проходит процедуру согласования.Может возникнуть вопрос: а нужно ли должностные инструкции согласовывать с профсоюзным органом, если он есть?

После внесения изменений инструкция вновь проходит процедуру согласования.Может возникнуть вопрос: а нужно ли должностные инструкции согласовывать с профсоюзным органом, если он есть? В силу ст. 8 ТК РФ в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такового).

Но является ли должностная инструкция локальным нормативным актом? Поскольку Трудовой кодекс не дает определения, что конкретно относится к данным актам, мнения специалистов по этому вопросу расходятся: одни считают, что если должностная инструкция является отдельным документом, а не приложением к трудовому договору – то это локальный нормативный акт, другие называют должностную инструкцию «подлокальным» нормативным актом, по разъяснению же Роструда должностная инструкция – это внутренний организационно-распорядительный документ (Письмо № 3520‑6‑1).В любом случае ни ТК РФ, ни другими федеральными законами и нормативными правовыми актами согласование должностных инструкций с представительным органом работников не установлено. И если коллективным договором или соглашением это не предусмотрено – согласование не требуется.Итак, после утверждения инструкции руководителем она заверяется печатью и регистрируется в журнале регистрации должностных инструкций.

Оригинал инструкции обычно хранится в отделе кадров, а заверенная надлежащим образом копия – у руководителя подразделения.Вводить инструкцию в действие приказом руководителя не нужно, если только при изменении ее положений не придется вносить изменения в трудовой договор. Но об этом позже.Должностная инструкция вступает в силу с момента ее утверждения и действует до замены ее новой должностной инструкцией. Если работник знакомится с инструкцией до подписания трудового договора, в договоре необходимо предусмотреть строку

«С должностной инструкцией до подписания трудового договора ознакомлен»

, под которой работник ставит подпись.

Если же инструкция вступила в силу в период трудовой деятельности, факт ознакомления фиксируется в листе ознакомления, который прилагается к инструкции и заверяется подписью работника с указанием даты.

В обоих случаях копия инструкции передается работнику. Если работник отказывается подписывать инструкцию, составляется соответствующий акт.Вносим изменения в инструкциюВ процессе деятельности организации постоянно происходят какие‑либо изменения: кадровые, структурные, в производственном процессе и т.

п. Зачастую такие изменения отражаются на функциональных обязанностях работников, установленных должностной инструкцией. Тогда возникает необходимость внести в нее изменения. Как правильно это сделать?Прежде всего отметим, что инициировать внесение изменений может любое заинтересованное лицо: работодатель, руководитель структурного подразделения, в котором работает работник, руководитель подразделения, которое взаимодействует с работником, и, наконец, сам работник.Предложение оформляется в виде заявления работника, предложения работодателя или служебной записки начальника отдела.

Если сторона, которой было направлено предложение, согласна на такие изменения, остается их только оформить.

Здесь важно определить, повлекут ли изменения должностной инструкции изменения должностных обязанностей, которые, в свою очередь, могут повлечь изменение трудовой функции работника, определенной трудовым договором.

Поскольку при изменении трудовой функции работника должен осуществляться перевод его на другую работу – постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором он работает (если подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя (ст.

72.1 ТК РФ). А перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных ч.

2 и 3 ст. 72.2 ТК РФ.Таким образом, работодатель не может в одностороннем порядке изменить должностные обязанности работника или дополнить инструкцию новыми обязанностями. Это возможно только в порядке ст. 72 ТК РФ – заключается письменное соглашение сторон, о чем работник предупреждается заранее.

В Письме Роструда от 31.10.2007 № 4412‑6 по этому поводу говорится следующее: внесение изменений в должностную инструкцию может быть связано с изменением обязательных условий трудового договора.

В этом случае должны быть соблюдены требования о заблаговременном письменном уведомлении об этом работника. И только после того как работник согласился на продолжение трудовых отношений, вносятся изменения в должностную инструкцию.

Кроме этого, в письме разъясняется, что если инструкция является приложением к трудовому договору, целесообразно одновременно вносить изменения в договор и инструкцию путем подготовки дополнительного соглашения.

Если же должностная инструкция была утверждена как отдельный документ и при этом внесение в нее изменений не влечет за собой необходимость изменения обязательных условий трудового договора, удобнее утвердить инструкцию в новой редакции, письменно ознакомив с ней работника. Например, когда требуется уточнить или конкретизировать некоторые обязанности работника: вместо «обеспечивать сохранность документов» – «хранить документы в специальном шкафу, выдавать на основании служебной записки» и т.

Например, когда требуется уточнить или конкретизировать некоторые обязанности работника: вместо «обеспечивать сохранность документов» – «хранить документы в специальном шкафу, выдавать на основании служебной записки» и т. п.Должностной регламентГоворя о должностной инструкции, нельзя не отметить категорию работников, для которых документ, устанавливающий должностные обязанности, является обязательным.

Это гражданские служащие, а называется такой документ должностным регламентом. Он является основным нормативным документом, регламентирующим содержание и результаты деятельности государственного служащего.

В нем содержатся требования, предъявляемые к служащему, замещающему соответствующую государственную должность. Должностные регламенты призваны содействовать правильному подбору, расстановке и закреплению кадров, повышению их профессиональной квалификации, совершенствованию функционального и технологического разделения труда между руководителями и специалистами при выполнении ими задач, определенных положением об органе, структурном подразделении, а также используются при оценке результатов служебной деятельности государственного служащего.Согласно ст. 47 Федерального закона от 27.07.2004 № 79‑ФЗ

«О государственной гражданской службе Российской Федерации»

профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

В данной статье установлены конкретные положения, которые должны включаться в должностной регламент:

  1. квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;
  2. должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;
  3. сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;
  4. перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;
  5. перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;
  6. перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;
  7. показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
  8. порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;

Положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.Результаты исполнения служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, включении служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.Примерные должностные регламенты утверждаются соответствующим органом по управлению государственной службой.

Например, должностной регламент государственного гражданского служащего таможенного органа РФ утвержден Приказом ФТС РФ от 11.08.2009 №1458.Подводя итог, отметим: несмотря на то, что отсутствие должностных инструкций не является нарушением трудового законодательства и не влечет для работодателя никакой ответственности, не стоит пренебрегать данным документом.

Лучше затратить немного сил и времени на его разработку, причем не ограничиваться образцами типовых инструкций, а подойти к этому процессу со всей серьезностью и ответственностью.

Это позволит оградить себя от многих ненужных проблем и споров с контролирующими органами.[1] Современный экономический словарь / Б.

А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. – М.: ИНФРА-М, 2006.[2]

«О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»

.[3] «Об утверждении Положения о системе управления охраной труда в организациях Государственного комитета РФ по охране окружающей среды».[4] Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2003 № 65.

Оценить: 13 0 Читайте последние новости банков на сегодня, 06 ноября, и аналитические материалы Bankir.ru в группах BankirNews социальных сетей: , , и . Источник: 05.11.2021 50 03.11.2021 145 02.11.2021 137 30.10.2021 282 29.10.2021 195 28.10.2021 217 27.10.2021 221 26.10.2021 283

Статья 47.

Должностной регламент

См.

комментарии к статье 47 настоящего Федерального закона 1.

Профессиональная служебная деятельность осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа. 2. В должностной регламент включаются: от 30 июня 2016 г.

N 224-ФЗ пункт 1 части 2 статьи 47 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, с 1 июля 2016 г.

1) квалификационные требования для замещения должности гражданской службы; 2) должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы; 3) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения; 4) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений; 5) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений; 6) порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями; 7) перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа; 8) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. 3. Положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности .

4. Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.

5. Примерные должностные регламенты утверждаются соответствующим органом по управлению государственной службой. < глава 9.> Статья 48. >> Содержание

Должностной регламент — это нормативный документ государственного служащего: квалификационные требования, пример

Что это — должностной регламент? В данной статье мы постараемся ответить именно на этот вопрос.

А также ознакомимся с особенностями его трактовки, общими положениями, требованиями к составлению и т. д.Должностной регламент – это нормативный документ, создание которого нацелено на оптимизацию и улучшение эффективности работы всех подразделений управленческого аппарата. Важная и ценная бумага, обуславливающая четкое определение, балансировку и согласование всех фрагментов цепи главной системы.Должностной регламент требует ряд квалификационных требований и применяется в системе управления муниципальными и государственными структурами.

Это документ, обладающий локальными и правотворческими полномочиями. Составление актов, условия которых должны соблюдаться, обязаны соответствовать законодательству РФ, которое действует в конкретный момент времени.

Для обеспечения правильности составления такого рода документов важно соблюдать определенные установки и рекомендации.Рекомендация первого условия заключена в целесообразном следовании принципа последовательности, который используется в ходе составления и разработки любого нормативно-правового акта.

Согласно этому, начинать «движение» лучше от более общего ряда положений к детерминированным типам нормы.Во-первых, целесообразно следовать принципу последовательности при разработке нормативно-правовых актов, согласно которому всегда надо двигаться от более общих (первичных) положений к детерминированным (вторичным) нормам, то есть от более общих к конкретным актам.Первый шаг начинается с составления положений о структурных элементах цепи.

Далее, основываясь на этом, образуется модель должностей или их положение.

Последним в этом списке является сам регламент.Поскольку должностной регламент – это нормативный документ, то второе условие рекомендует при достижении целей пользоваться единообразным подходом к заполнению и оформлению документации.

Необходимо обеспечить максимальную содержательность и сопоставимость проектируемой нормы для любой организации.Реализация последнего требования тесно связана с рядом трудностей по причине того, что в современном законодательстве РФ нет четкой и понятной, легко воспринимаемой и качественной, методической рекомендации, позволяющей максимально точно и правильно разработать такие документы.

Ввиду этого, государственные служащие часто вынуждены отрабатывать структурные фрагменты указаний акта, регламента самостоятельно.

Это может приводить к снижению полноты и конкретизации различных норм.При составлении рассматриваемого документа важно знать о его связи с особым статутом.

Это — ряд прав и норм, которые позволяют использовать себя как самостоятельный источник информации, посредством которого можно определять разнообразие жизненных отношений между субъектами структуры.Третьей рекомендацией является отработка процедур, в соответствие с которыми происходит утверждение данного акта.

Это позволит определять эффективность должностного регламента и его способность регулировать установленные функции, которые выполняет главная администрация. А также это важно при определении прав и ответственностей, каждого звена управления.

Должностной регламент государственного служащего, а также представителя муниципальных структур определяется федеральным законом, введенным в силу с 27 июля.

В нем содержится информация о гос.

гражданской службе РФ, в соответствии с которой важность и содержательность рассматриваемого документа можно повысить и оценить при помощи наличия выполнения некоторых условий.Деятельность профессионального типа, для гражданского ряда лиц, может осуществляться лишь при полном соответствии с конкретным документом. Все указания и нормы должны утверждаться представителем организации-нанимателя.Должностной регламент обязан включать в себя ряд квалификационных требований, которым должен соответствовать уровень и характеристика знаний и умений нанимающегося гражданского лица.

Необходимо указывать набор прав, обязанностей, а также возможную ответственность за отсутствие исполнения тех или иных полномочий. Подобная информация должна сопоставляться с административной формой регламента для государственных служащих.Обязательно необходимо составить перечень явлений, ввиду которых могут возникнуть вопросы. Их необходимо разделить на самостоятельно решаемые и те, которые может решить только высшее управление.Следует составить ответы для вопросов о правах и обязанностях гражданского лица, участвовать в процессе подготовки проектов нормативно-правовых актов.

Важно точно указывать срок и даты, в течение которых будут подготовлены и рассмотрены проекты, которые необходимо изучить и принять или отклонить.Оценивается также составление перечня услуг, которые будут оказаны гражданину или организации в соответствие с данными регламента гос. органа.Перечислив и рассмотрев эти позиции, можно сказать, что должностной регламент – это документ, обладающий значительной юридической силой и полномочиями.

Его указания являются набором разделов, которые нужно выполнять в обязательном порядке. Следование данным установкам позволит отразить порядок внутри различных организаций, сделать выводы о ходе службы граждан, конкретно и точно распределять меры поощрения или наказания.Согласно нормам действующей законодательной силы, было создано понятие примерного должностного регламента. Он утверждается определенным органом управления гос.

службами. Этот документ является формой и примером того, как следует выполнять свои обязанности всем служащим. До момента внесения на обозрение такой информации, ее функцию выполняет существующий орган гос.

власти, входящий в федеральные уровни.Составленный типовой регламент, применяемый к набору групп должностных служб, не исключает наличия разработок других, конкретных по теме документов, актов, применимых к определенным должностям. Однако все они должны базироваться на основе типовой разработки.Должностной регламент – это документ, который должен разрабатываться конкретными субъектами, обладающими определенной властью. Конкретизация регламента должна выполняться начальниками.

Проектирование, желательно, должно протекать с привлечением внимания сотрудника, для которого оно создается. Далее происходит конкретизация должностного регламента и всех его элементов, но посредством представителя нанимателя, который является руководителем гос.

органов. А также эту функцию могут выполнять субъекты РФ, осуществляющие и преследующие интересы Российской Федерации, что соответствует установке Закона 79-ФЗ, содержащейся в первой статье.Стать действенным должностной регламент может лишь после проведения мер по его установлению и поддержанию порядка на уровнях гос.

гражданской службы. Рекомендуется периодически проводить ревизии, что необходимо для проверки точности соответствия между реальным положением дел и конкретными временными рамками, в которых существует четкий закон.Введение в действие начинается с момента его утверждения.

Однако иногда приказ может включать в себя информацию о конкретном сроке, в течение которого и с момента наступления которого документ имеет силу.Должностной регламент – это документ, который довольно сложно составить. При его создании, как правило, в конечном итоге обнаруживается множество ошибок, среди которых самые частые:

  1. неполная трактовка и перечень ряда прав и обязанностей, которые лежат на плечах гражданского служащего, что в конечном итоге может привести к их общей несбалансированной и несогласованной деятельности, создавая тем самым большое количество проблем;
  2. наличие слишком общего отражения требований к квалификационным параметрам;
  3. нечеткое отражение всех услуг, которые может предоставить гражданину государство;
  4. слабый показатель результативности деятельности профессионального характера.

Несовершенный тип регламента не сможет выполнить свою роль во всей мере и ввиду этого был создан некоторый список рекомендаций:

  1. важно составить квалифицированную формулировку всех подразделов регламента о несении ответственности определенного субъекта за несоблюдение собственных обязанностей;
  2. повысить показатели полезного действия регламентов можно путем внесения разделов, предусматривающих отражение вопросов об обязанностях этико-психологического характера служащего.
  3. необходимо иметь научное обоснование или эмпирически проанализированные перечни распределения прав, в соответствие с уровнями иерархии управления;
  4. необходимо максимально точно разграничить и закрепить юридическим путем все типы выполняемых действий гражданскими служащими для каждой категории;
  5. следует составлять ясную и понятную систему, в соответствие с которой общие показатели будут четко конкретизироваться и, следовательно, выполняться;

Существует понятие должностной инструкции. Должностной регламент составляется в соответствие с перечнем определенных требований и указаний, многие из которых находятся именно в ней.Общий набор главных указаний и норм документа сводится к тому, что:

  1. необходимо определить меры наказания за нарушение должностного регламента;
  2. текст регламента должен быть максимально лаконичным, но понятным для общего толкования всеми субъектами;
  3. наименование регламента обязано содержать в себе точное указание на должность, для которой он был разрабатывался;
  4. изложение ряда обязательств для должностных лиц, следует составлять с использованием таких слов, как: должен, обязан, имеет права, следует выполнить, необходимо сделать и т.п.;
  5. завершение указаний должно оканчиваться изучением лиц, для которых он разрабатывался.
  6. такие документы следует разбивать на некоторое количество разделов, включающих в себя разделы обязательного порядка, а также дополнительные, предусматриваемые органами гос. власти;
  7. обязательной является нумерация, которая должна быть выполнена при помощи арабских цифр. (если раздел необходимо разделить, то можно создать ряд подразделов, однако они тоже должны иметь порядковые номера, заключенные в предел определенного раздела);
  8. важно указать лицо, составившее этот документ, а также необходимо упомянуть всех, кто участвовал в утверждении данного документа;

В законодательстве существует понятие должностного регламента муниципального служащего.

Данная форма нормативных актов имеет ряд общих свойств с этими же документами, но для гос. служащих. Существенных отличий в требованиях и рекомендациях для их составления нет.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+