Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Дать логическую характеристику преступность южная граница российской федерации реплика

Дать логическую характеристику преступность южная граница российской федерации реплика

Дать логическую характеристику преступность южная граница российской федерации реплика

Домашнее задание


Задание 1. Дать полную логическую характеристику следующим понятиям: ь юрист — общее, конкретное, безотносительное, положительное, несобирательные; ь правительство — общее, конкретное, безотносительное, положительное, собирательное; ь законность — общее, абстрактное, относительное, положительное, собирательное; ь бескорыстие — общее, абстрактное, относительное, отрицательное, собирательное.

Дополнительно: ь судимость — общее, абстрактное, безотносительное, положительное, собирательное; ь поджог — общее, конкретное, безотносительное, положительное, несобирательное; ь российское образование — общее, конкретное, безотносительное, положительное, собирательное; ь министр РФ — общее, конкретное, безотносительное, положительное, собирательное; ь демократия — общее, абстрактное, относительное, положительное, собирательное; ь демократический стиль правления — общее, конкретное, относительное, положительное, несобирательное; ь валидность — общее, абстрактное, относительное, положительное, несобирательное; ь прямодушие — общее, абстрактное, относительное, положительное, собирательное; ь избирательный пункт — общее, конкретное, безотносительное, положительное, несобирательное; ь автор романа «Преступление и наказание» — единичное, конкретное, безотносительное, положительное, несобирательное. Задание 2. Отобразите в виде кругов Эйлера логические отношения между понятиями: ь высшее учебное заведение — А, университет — В; 7 подчинение ь юрист — А, депутат парламента — В; 7 пересечение ь писатель — А, русский писатель — В; 7 подчинение ь тайное хищение чужого имущества — А, кража — В; 7 тождество ь президент — С, президент Франции — В, глава государства — А; подчинение 7 пересечение

ь мать — С, дочь — В, родители — А. пересечение 7 Дополнительно: — полиция — А, налоговая полиция — В, городская полиция — С; подчинение 7

пересечение

  1. 7
  2. — правоотношение — А, общественное отношение — В, семейное отношение -С;

подчинение

  1. 7
  2. — человек — А, индивид — В, личность — С;
  3. — брак — А, регистрация семейных отношений — В;
  4. 7

тождество

  1. 7
  2. — влюбленный — В, мужчина — А, муж — С.

ПРАКТИКА Упражнение Подберите слово, однозначно описывающее следующие слова (синоним), или опишите общий его смысл, т.

е. выразите отношение тождества: ь Конституция — основной закон государства; ь квадрат — четырехугольник с равными сторонами; ь дорога — путь, тракт, шоссе; ь компромисс — уступка; ь авангард — те, кто находятся на передовых позициях; экстраординарность; ь «Кому на Руси жить хорошо» — Некрасов; ь врач — доктор, лекарь; ь измена — обман, предательство; ь негативный — отрицательный; ь разумное существо — человек; ь стабильность — постоянство; ь деятельный — активный; ь открытое хищение чужого имущества — грабеж; ь криминальный — преступный; ь ненастье — буря. Упражнение Создайте словом или словосочетанием отношение пересечения между словами: ь судья — мужчина; ь военнослужащий — контрактник; ь учебное пособие — монография, книг ь рекордсмен — спортсмен; ь мэр города — мужчина, юрист; ь инженер — строитель; ь академия — государственный вуз; ь киноактер — дублер. Упражнение Отобразите в виде кругов Эйлера логические отношения между понятиями: ь государство — А, унитарное государство — В, РФ — С; 7 подчинение ь ученый — А, юрист — В, общественный деятель — С; 7 пересечение ь наказание — А, лишение свободы на неопределенный срок — В, исправительные работы — С, обязательные работы — Г, ограничение свободы — Д; ьвоеннослужащий — А, орденоносец — В, танкист — С; 7 пересечение ь верующий — А, православный — В, католик — с, европеец — Д.

подчинение 7

Принципы логики

1. Содержание какого понятия шире в следующих нарах понятий а) Преступление против личности.

Клевета. б) Министерство внутренних дел РФ. Московский уголовный розыск. Ответ: В каждой паре первое понятие шире второго. Второе лишь не большая часть первого.

Преступление против личности, министерство внутренних дел РФ. 2. Дайте полную логическую характеристику следующих понятий а) Судимость.

б) Западная граница России. Ответ: Судимость — общие, регистрирующие, абстрактное, положительное, безотносительное.

Западная граница России — единичное, конкретное, положительное, соотносительное. 3. Подберите понятия, равнозначные данным а) Конституция, б) Арест.

Ответ: а) Конституция — Основной закон государства., б) Арест — Задержание, взятие под стражу.

4. Проверьте правильность следующих ограничений понятий а) Допрос — допрос свидетеля — допрос подозреваемого. б) Военнослужащий — офицер — лейтенант.

Ответ: а) Не правильное ограничение. Правильно — допрос — допрос участников уголовного процесса.

— допрос свидетеля. б) Правильное ограничение. 5. Являются ли следующие высказывания определениями?

Если есть ошибки, укажите какие Если определение неверное, то укажите, какие правила нарушены: б) Склад — помещение для хранения материальных ценностей. Ответ: а) Не правильное определение через род и видовое отличие, ошибка, слишком узкое определение.

б) Правильное определение. 6. Простое или сложное суждение выражено в начале стихотворения М. Волошина «Кастаньеты»? Найдите здесь субъект и предикат (субъекты и предикаты) Из страны, где солнца свет Льется с неба жгуч и ярок, Я привез тебе в подарок Пару звонких кастаньет.

Ответ: Из страны, где солнца светит (субъект в предложении, являющимся обстоятельством место к основному предложению). Льется с неба (предикат) жгуч и ярок, Я (субъект) привез тебе подарок Пару звонких кастаньет (все остальное предикат) Это стихотворения является суждением т.к.

тут идет рассуждение о том что «Из страны, где солнце светит. Льется с неба… Я привез… Пару звонких….». Это сложное суждения так как здесь идет речь о «Стране», о «Солнце», «Небе» и «Подарке».

. Признав первое суждение в каждой из пар истинным, определите, что может быть сказано при этом условии относительно истинности (пли ложности) второго суждения той же пары а) Чистосердечное признание является обстоятельством, смягчающим ответственность. — Чистосердечное признание не является обстоятельством, смягчающим ответственность.

б) Часть преступлений не раскрываются. — Многие преступления раскрываются.логический понятие суждение Ответ: а) В этом случае имеет место несовместимость и сделать вывод нельзя. б) Частичная совместимость. Можно сказать — Многие преступления раскрываются, за исключением некоторой части.

а) Граждане России имеют право на труд. б) Некоторые сотрудники милиции — участковые инспектора. Ответ: А) Граждане России (S) имеют права на труд (P)

Б) Некоторые сотрудники милиции (S) — участковые инспекторы (P)

9.

Могут ли быть одновременно истинными суждения каждой из следующих пар а) Все протоколы составлены. Некоторые протоколы составлены. б) Вещественные доказательства собраны.

Не все вещественные доказательства собраны. Ответ: а) В данном случаи — отношения подчинения.

При истинности общего частное истинно. Т.е. могут быть одновременно истинными.

б) отношения противоположны, т.е. не могут быть одновременно истинными.

Основные правила и ошибки в доказательстве и опровержении.

Стр 6 из 6 Правила Ошибки По отношению тезису 1. Тезис должен быть четким и ясным.

1. Выдвижение неопределенного, неясного, неточного тезиса. 2. Тезис должен оставаться неизменным.

2.1. Потеря тезиса. 2.2. Полная подмена тезиса: а) доказательство другого тезиса, вместо выдвинутого первоначально; б) «довод к личности»; в) довод к публике. 2.3. Частичная подмена тезиса. По отношению к аргументам 1. Аргументы должны быть истинными.

1.1. Принятие за истину ложного аргумента.

1.2. «Предвосхищение основания», когда в обосновании аргумента предполагается уже истинность тезиса. 2. Аргументы должны быть суждениями, истинность которых установлена независимо от тезиса. 2.1. «Круг в доказательстве», когда в обосновании аргумента участвует тезис. 3. Аргументы не должны противоречить друг другу.
3. Аргументы не должны противоречить друг другу.

3.1. Выдвижение аргументов, противоречащих друг другу. 4. Аргументы должны быть достаточными для данного тезиса. 4.1. «Слишком поспешное доказательство».

4.2. «Чрезмерное доказательство». По отношению к демонстрации 1. Доказательство и опровержение должны следовать правилам соответствующего вида умозаключений.

1.1. Нарушение применяемых умозаключений. 1.2. «Мнимое следование». См.

задание 16 контрольной работы. ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ Номер варианта контрольной работы определяется по последней цифре зачетной книжки.

Например, номер вашей зачетной книжки 08 — ваш вариант восьмой. Всего в контрольной работе шестнадцать заданий.

Вы смотрите: задание 1, цифра 8; задание 2, цифра 8, задание 3, цифра 8 и т.д.

Выполнение задания оценивается в баллах, указанных в круглых скобках. Балл присваивается за правильный ответ. Для того, чтобы контрольная работа была зачтена, необходимо набрать не менее 52 баллов. ЗАДАНИЕ 1. Дать логическую характеристику понятиям по следующим категориям: пустое — непустое, единичное — общее (регистрирующее — нерегистрирующее), собирательное — несобирательное, отрицательное — положительное, конкретное — абстрактное, относительное — безотносительное.
ЗАДАНИЕ 1. Дать логическую характеристику понятиям по следующим категориям: пустое — непустое, единичное — общее (регистрирующее — нерегистрирующее), собирательное — несобирательное, отрицательное — положительное, конкретное — абстрактное, относительное — безотносительное.

(2) 1. Юридическое лицо. Город Киров.

Отец. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Человечность. Народ. 3. Национализм. Крылатый конь Зевса Пегас. Логика.

4. Источник права. Разобщенность. Русский народ. 5. Политическая система. Человечество. Красота Афродиты.

6. Адвокат. Бесконечность. Демократия. 7. Преступность. Южная граница Российской Федерации.

Реплика. 8. Правовая норма. Случайность.

Высшее учебное заведение. 9. Диктатура.

Аморальность. Студент МФЮА. 10. Организация Объединенных Наций. Безмятежность. Подвиг. ЗАДАНИЕ 2.Дать свой пример пары понятий, которые находятся в отношении: (2) 1.

Пересечения. Подчинения. 2. Противоположности. Равнозначности. 3. Соподчинения. Пересечения. 4. Противоречия.

Соподчинения. 5. Подчинения. Противоположности.

6. Равнозначности. Противоречия. 7. Подчинения. Соподчинения. 8.

Противоположности. Противоречия.

9. Пересечения. Равнозначности.

10. Соподчинения. Противоположности. ЗАДАНИЕ 3. Определить отношения между понятиями и выразить их на круговой схеме.

(5) 1. Композитор (A), пианист (B), русский композитор П.И. Чайковский (C), Автор оперы «Евгений Онегин» (D).

2. Логика (A), учение о понятии (B), наука (C), математика (D).

3. Автор романа «Война и мир» (A), русский писатель (B), писатель (C), мыслитель (D). 4. Оружие (A), финский нож (B), пистолет (C), огнестрельное оружие (D). 5. Преступление (A), умышленное преступление (B), неумышленное преступление (C), грабеж (D).

6. Участник Великой Отечественной войны (A), полковник (B), генерал (C), война (D).

7. Ученый (A), юрист (B), общественный деятель (C). 8. Глава государства (A), президент (B), монарх (C), Государственная Дума (D). 9. Квадрат (A), геометрическая фигура (B), четырехугольник (C), ромб (D).

10. Дед (A), отец (B), сын (C), внук (D). ЗАДАНИЕ 4. Обобщить и ограничить понятие: (2) 1.

Преступление. 2. Конституция Российской Федерации. 3. Нотариус. 4. Студент МФЮА. 5. Закон Российской Федерации.

6. Государство. 7. Политическая партия.

8. Верховный суд. 9. Общественное порицание. 10. Прокурор. ЗАДАНИЕ 5. Проверить выполнение правил определения понятий. Если определение неправильное, то какая ошибка допущена?

(4) 1. Агрессивная страна — это такая страна, которая ведет агрессивную политику. 2. Феодализм — это общественный строй, основанный на эксплуатации.

3. Адвокат — это юрист, защищающий интересы граждан и организаций в суде, оказывающий им помощь по правовым вопросам. 4. Кибернетика — не искусство.

5. Мошенник — человек, занимающийся мошенничеством.

6. Упрямство есть порог слабого ума. 7.

«Жизнь — это искусство делать верные выводы из неверных посылок»

(С. Батлер). 8. Оговор — показание свидетеля, ложно изобличающее другое лицо в совершении преступления.

9. «Душа — то, что у человека болит, когда тело здорово» (А. Кураев). 10. Грабеж — преступление против собственности. ЗАДАНИЕ 6. Проверить выполнение правил деления понятий. Если деление неправильное, то какая ошибка допущена? (4) 1. В России существуют формы собственности: государственная и негосударственная.

(4) 1. В России существуют формы собственности: государственная и негосударственная. 2. Люди делятся на мужчин, женщин и детей. 3. Преступления делятся на умышленные, неосторожные и должностные.

4. Мировыми религиями являются: буддизм, ислам, суннизм, православие, католицизм, иудаизм, синтоизм. 5. Языки делят на естественные, искусственные и народные.

6. Речь бывает устной, письменной, путаной и заумной. 7. Соучастниками преступления являются исполнитель, организатор, подстрекатель или пособник преступления.

8. К ценным бумагам относятся акции и чеки. 9. Трудовые договоры заключаются: 1) на неопределенный срок; 2) на определенный срок не более трех лет.

10. Сделки бывают двусторонними, многосторонними и завещаниями. ЗАДАНИЕ 7. Определить структуру суждений (S, P), их качество (логическую связку), количество (квантор), вид суждений по объединенной классификации (A, E, I, O). Показать на круговых схемах распределенность терминов в суждениях.

(5) 1. Ни один договор не может быть расторгнут в одностороннем порядке. Туманность Андромеды существует. 2. Некоторые отрасли права тесно связаны между собой. Ни один человек не должен страдать за правду. 3. Некоторые нарушения не представляют значительной общественной опасности. Чудес не бывает. 4. Каждый гражданин России обязан соблюдать не только законы, но правила человеческого общежития.
Чудес не бывает. 4. Каждый гражданин России обязан соблюдать не только законы, но правила человеческого общежития. Мышление без языка не существует.

5. Большинство законов России обратной силы не имеет. Иногда зимой не бывает снега. 6. Пропаганда законов среди населения — важное средство предупреждения преступности и нарушений законности.

Солнце не вращается вокруг Земли.

7. Каждый совершеннолетний имеет право голоса.

Все могут короли. 8. Маршал Жуков — выдающийся полководец второй мировой войны. Ничто человеческое нам не чуждо. 9. Сделка, направленная на ограничение правоспособности не является действительной.

Приказ начальника — закон для подчиненного.

10. Некоторые сделки являются односторонними.

«Под плохим плащом нередко скрывается хороший пьяница»

(Сервантес).

ЗАДАНИЕ 8. Записать формулу высказывания (сложного суждения) и перечислить логические операции, на которых оно построено. (3) 1. Это высказывание либо истинное, либо ложное.

2. Неверно, что после экзамена мы поедем на пикник или организуем вечеринку. 3. Или прекратиться испытание атомного оружия, или будет угрожать серьезная опасность всему миру.

4. Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов. (Ж.Ж.Руссо) 5. Адвокат рассматривает дело либо по существу, либо по собранному материалу, либо по достоверности доказательств, либо по правильности правовой оценки данных фактов. 6. Словесные трафареты и штампы не стимулируют чувства долга.

6. Словесные трафареты и штампы не стимулируют чувства долга.

7. Действие может быть либо продуманным, либо произведенным в состоянии аффекта. 8. Спешить не спеши, а поторапливайся.

9. Если депутат избран на выборную должность в органе власти, то время работы депутата в этой должности органа власти заканчивается в трудовой книжке.

10. Была без радости любовь, разлука будет без печали. ЗАДАНИЕ 9.Указать, требования каких формально-логических законов нарушены в приведенных отрывках (обосновать ответ).

(4) 1. « — …Всякий толкует о своих убеждениях и еще уважения к ним требует, носится с ними… Эх! И Пигасов потряс кулаком в воздухе… — Прекрасно!

— промолвил Рудин, — стало быть, по-вашему, убеждений нет? — Нет — и не существует. — Это ваше убеждение? — Да. — Как же вы говорите, что их нет?

Вот вам уже одно на первый случай. Все в комнате улыбнулись и переглянулись» (И.

Тургенев «Рудин»). 2. «Теперь я поведу тебя посмотреть, — продолжал он (Ноздрев), обращаясь к Чичикову, — границу, где оканчивается моя земля… — Вот граница! — сказал Ноздрев. — Все, что ни видишь по эту сторону, все это мое, и даже по ту сторону, весь этот лес, который вот синеет, и все, что за лесом, все мое» (Н. Гоголь «Мертвые души»). 3. Борис говорил, что когда к нему пришел раненый Пронин, он был дома.

А согласно показаниям Пронина, Бориса тогда дома не было, и он пришел откуда-то позже. 4. В газете было помещено сообщение о 9-летнем мальчике, вернувшимся с родителями из Мексики, у которого в Институте медицинской паразитологии и тропической медицины из-под кожи правого плеча была удалена личинка мексиканского овода. Заметка озаглавлена:

«В организмах россиян начали находить огромных личинок мексиканского овода»

.

5. «Как может быть хорошо женщине в ее положении в эту невыносимую жару, когда окна на солнце, — сказала Варвара Алексеевна… — Да ведь здесь тень с десяти часов, — сказала Мария Павловна. — От этого и лихорадка. От сырости, — сказала Варвара Алексеевна…» (Л. Толстой «Дьявол»). 6. «Или дальнейшее утверждение политической целесообразности, или утверждение закона в России» («Российская газета», 12.01.1993, ст.

«Дилемма Черномырдина»). 7. Новые аэровокзалы сокращают время пребывания человека на земле (объявление в аэропорту). 8.

«Прошу вашего разрешения развести меня с Царевым Николаем Михайловичем без моего присутствия, но я согласия на развод не даю»

(заявление в народный суд).

9.

«Шофер Синельщиков неправ, так как при выезде из гаража не взял устного распоряжения в письменной форме»

(из объяснительной записки).

10. Учитель:

«Надеюсь, Том, я не увижу, что ты списываешь с чужой тетради»

. Том: «Я тоже на это надеюсь». ЗАДАНИЕ 10. Построить непосредственные умозаключения путем обращения, превращения, противопоставления предикату, а также сделать вывод по логическому квадрату на основе предпосылки.

(5) 1. Не всякому офицеру мундир к лицу (Козьма Прутков). 2. Некоторые юристы не являются следователями.

3. Не все утверждения защитника были убедительными.

4. Все лица, совершившие преступления, подвергаются уголовному наказанию.

5. Некоторые науки являются юридическими. 6. Незаконное предпринимательство — преступление в сфере экономической деятельности.

7. Все верные положения заслуживают внимания.

8. Ни одна демократическая страна не одобряет терроризма.

9. Некоторые преступления относятся к особо тяжким.

10. Не всякий генерал от природы полный.

(Козьма Прутков). ЗАДАНИЕ 11.

Найти посылки, сделать вывод, определить модус, построить схему условно-категорического умозаключения. (6) 1. Судья не может принимать участие в производстве по уголовному делу и подлежит отводу, если он лично, прямо или косвенно заинтересован в этом деле. Судья косвенно заинтересован в данном деле.

2. Если вина обвиняемого не доказана, то он считается невиновным. Вина обвиняемого не доказана. 3. В случае заявления о том, что имеющийся в деле документ является подложным, лицо, представившее этот документ, может просить суд исключить его из числа доказательств.

Заявление о том, что имеющийся в деле документ подложный, имеется.

4. Приговор не может быть оставлен в силе, если объективность свидетельских показаний вызывает сомнение. Приговор по делу Р. оставлен в силе.

5. Договор заключен, если между договаривающимися сторонами достигнуто соглашение. Однако договор не заключен. 6. В случае недостаточной ясности заключения эксперта суд может назначить дополнительную экспертизу.

Дополнительная экспертиза не назначена судом.

7. Обмен жилого помещения не допускается, если он носит корыстный или фиктивный характер.

Данный обмен носит фиктивный характер.

8. Если убийство совершено с целью сокрытия другого преступления, то оно признается совершенным при отягчающих обстоятельствах.

Убийство гражданина С. является преступлением, совершенным с целью сокрытия другого преступления.

9. Если государство является светским, то оно не вмешивается в законную деятельность религиозных объединений. Государство является светским. 10. Вокруг огнестрельной раны остаются следы внедрения пороха, если выстрел произведен с близкого расстояния.

В данном случае вокруг раны следы пороха отсутствуют. ЗАДАНИЕ 12. Сделать вывод из посылок разделительно-категорического умозаключения, определить модус, построить схему, проверить состоятельность умозаключения (строгая или нестрогая дизъюнкция, полная или неполная). (5) 1. Умышленные преступления совершаются с прямым или косвенным умыслом.

В данном преступлении не обнаружено косвенного умысла.

2. Правонарушения делятся на преступления и проступки.

Данное правонарушение — проступок. 3. Обвиняемый может быть или исполнителем, или организатором, или подстрекателем, или пособником преступления.

Обвиняемый К. не является ни исполнителем, ни организатором совершения преступления. 4. Приговор суда может быть обвинительным или оправдательным. Приговор суда по делу Р. является обвинительным.

5. Пожар возник или вследствие нарушения правил пожарной безопасности, или в результате стихийного бедствия, или поджога. Установлено, что пожар возник в результате стихийного бедствия. 6. Жалобы могут быть как письменными, так и устными.

Гражданин Н. не подавал письменной жалобы.

7. Потерпевшему может быть нанесен моральный, физический или имущественный ущерб. Потерпевшему Н. нанесен моральный ущерб. 8. Документы, являющиеся вещественными доказательствами, остаются при деле в течение всего срока хранения последнего, либо передаются заинтересованным лицам.

Эти документы не были переданы заинтересованным лицам. 9. Выдвинутая гипотеза доказывается или отвергается. Данная гипотеза доказана. 10.

Или грудь в крестах, или голова в кустах. Грудь в крестах. ЗАДАНИЕ 13. Сделать вывод из посылок простого категорического силлогизма и на основе правил терминов, посылок и фигур проверить его логическую состоятельность. (5) 1. Один из способов определить судьбу собственности состоит в написании завещания.

Относительно данной собственности завещание не написано. —————————————————————————— ? 2. Все должностные преступления наказуемы.

Дача взятки — должностное преступление.

——————————————————— ? 3. Лица, занимающиеся контрабандой привлекаются к уголовной ответственности. Однако гражданин А. контрабандой не занимался.

——————————————————————————— ? 4. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, недействительна. В данной доверенности указана дата ее совершения.

———————————————————————— ?

5. Административное правонарушение — антиобщественное деяние. Административное правонарушение не является преступлением. ———————————————————————————— ?

6. Некоторые студенты МФЮА военнослужащие. Петров — студент МФЮА. ————————————————————- ? 7. Все слова служат для выражения мыслей.

Все жесты служат для выражения мыслей. —————————————————— ?

8. Все адвокаты имеют высшее юридическое образование. Некоторые адвокаты занимаются научной деятельностью. ————————————————————————— ?

9. Лицо, совершившее разбойное нападение привлекается к уголовной ответственности. Гражданин П. привлекается к уголовной ответственности.

—————————————————————————————- ? 10. Ни один негр не был президентом США.

Марк Твен не был негром. —————————————————- ? ЗАДАНИЕ 14. Восстановить энтимему, проверить состоятельность силлогизма.(6) 1.

Закон, устанавливающий наказуемость деяния или усиливающий наказание, обратной силы не имеет, а данный закон усиливает наказание. 2. Государство Людовика XIV являлось диктатурой феодалов, потому что любое государство эпохи феодализма являлось диктатурой феодалов. 3. Сидоров не может быть привлечен к уголовной ответственности, т.к.

он не давал заведомо ложных показаний. 4. Петров — юрист, потому что он знает закон. 5. Как все эгоисты, трус не является великодушным.

6. «Я мыслю, следовательно, я существую» (Декарт). 7. Обвиняемый имеет право на защиту.

Следовательно, гражданин Л. имеет право на защиту. 8. Переводчику принадлежит авторское право за выполненный им перевод.

Петрову принадлежит такое право. 9. Гражданин Н. не может быть представителем в суде, так как он еще не достиг совершеннолетнего возраста. 10. Восстановить ход рассуждения раба и проверить его логическую состоятельность:

«Все бутылки с вином, — сказал Аристотель, посылая его за вином, — находятся в погребе»

.

Раб взял первую попавшуюся в погребе бутылку и принес.

Она оказалась с маслом. ЗАДАНИЕ 15.

Определить метод научной индукции, примененный в рассуждении. (5) 1. Чем выше мы находимся в горах, тем ниже температура кипения воды.

Мы знаем, что с высотой падает атмосферное давление. Значит, атмосферное давление определяет точку кипения воды. 2. При взвешивании вещества определенного химического состава было установлено, что его вес больше веса суммы составляющих его веществ.

Это означало, что в состав вещества входит какое-то неизвестное вещество. Им оказался литий. 3. Сотрудники милиции преследовали угнанную машину.

Угонщики заехали в парк и машину бросили. Двое из них были задержаны, ими оказались Уткин и Гусев.

Однако в процессе проведения следственного эксперимента было установлено, что ни Уткин, ни Гусев не владеют навыками вождения автомобиля.

По-видимому, у них был соучастник, владеющий такими навыками. 4. Различные тела: камень, пух, вата падают с различной скоростью. В чем причина? Если же бросать эти же тела в резервуаре, их которого выкачали воздух, то они будут падать с одинаковой скоростью.

Вывод: причиной разных скоростей падения тел является воздух. 5. В рабочем поселке участились случаи нарушений общественного порядка детьми школьного возраста.

Местные органы заинтересовались причиной этих явлений.

Было установлено, что в предшествующие годы, когда активно работали участковые инспектора, преступлений было значительно меньше. В текущем году работа участковых инспекторов в рабочем поселке велась слабее. Это, очевидно, и явилось причиной роста случаев общественного порядка.

6. На конечную цену топлива влияют, главным образом, закупочные цены на нефть, налог на нефть в пользу государства, стоимость переработки нефти. Рост спроса в краткосрочной перспективе стимулирует рост цен.

Произошло резкое удорожание топлива и нефти, хотя стоимость переработки нефти не изменилась, а добыча нефти возросла.

7. Сравнивая свидетельство о болезни П. и другие медицинские документы, имеющиеся в пенсионном деле, следователь обратил внимание, что, хотя эти документы значились выданными различными учреждениями и в разное время, они выполнены явно одним и тем же почерком. Совпадали общие признаки почерка и особенно выделялись совпадения в написании букв «м», «б», «к», «т» и цифр «2», «7», «8».

В пенсионном деле имелись также два заявления, написанные П. Когда следователь сравнил почерк в этих заявлениях с почерком в указанных медицинских документах, то обнаружил полное совпадение как в общих признаках почерка, так и в частных при выполнении отмеченных выше букв и цифр.

Следователь пришел к выводу, что документы в пенсионном деле сделал сам П. 8. Известно, что дельфины в воде могут передвигаться с большой скоростью.

Расчеты показали, что мускульная сила мышц дельфина даже при совершенно обтекаемой форме тела не в состоянии обеспечить столь высокую скорость. После исследования было предположено, что часть этой причины — особое строение кожи дельфина, срывающей завихрения воды.

В дальнейшем это предположение подтвердилось. 9. Исследуя происхождение цветов радуги, английский мыслитель Р. Бэкон установил, что цвета радуги появляются при пропускании света сквозь шестигранные кристаллы.

Расширив область своих наблюдений, он открыл, что то же явление имеет место и при прохождении света через другие прозрачные среды; он нашел его в каплях росы, в пыли водопада, в брызгах от удара веслами по воде. Бэкон установил, что причиной появления цветов радуги является прохождение света через прозрачные среды сферической или призматической формы. 10. Александр и Сергей каждый раз начинают смущаться и нести несуразицу, когда в их компании оказываются Света и Ирина.

Если в компании лишь Ирина без Светы, то несуразицу несет только Александр. Следовательно, присутствие Ирины – причина странного поведения Александра.

ЗАДАНИЕ 16. Указать тезис и аргументы, построить схему вывода, определить форму доказательства. (6) 1. Герой романа У. Митчела «Живи с молнией» Э.

Горин следующим образом обосновывает свое предположение, что именно его собеседник, Анри С. Хейр, предложил кандидатуру Горина для работы в крупном государственном учреждении: «Вчера вечером, как Вам, вероятно, известно, мы с Хольцером пили коктейль.

Я не понимал в чем дело, пока он не упомянул о моем фрезерном станке. Откуда он мог о нем узнать? Это пустяки, конечно, но все-таки довольно странно.

Только два человека могли ему об этом сказать — Вы и Тернбал.

Сегодня утром я выяснил, что Тернбала он не знает». (Митчел У. Живи с молнией. М., 1976.

С. 559). 2. Выступая по делу Сапогова, адвокат М.Г.

Казаринов следующим образом охарактеризовал состояние подсудимого перед совершением преступления: «… известный историк Мишле рассказывает, что перед сном он, читая исторические материалы, наполнял свою голову массою несвязных фактов, и к утру мозг его все эти факты уже приводил в систему, связь событий становилась ясна, за ночь мозг исполнял громадную работу. Так в голове Сапогова, помимо воли, за ночь созревает своего рода шедевр. Утром он заявляет товарищу, что он должен отомстить Субботину.

Эта идея обладает неотразимой силой, бороться против нее бесполезно, освободиться от нее одно средство — осуществить ее». (Речи известных русских юристов.

С. 206). 3. На вопрос доктора Уотсона, каким образом Холмс узнал, что он утром был на почте и отправил телеграмму, последний сказал следующее: «Мне известно, что утром Вы не писали никаких писем, ведь я все утро сидел напротив Вас.

А в открытом ящике Вашего бюро я заметил толстую пачку почтовых открыток и целый лист марок.

Для чего же тогда идти на почту, как не за тем, чтобы послать телеграмму? Отбросьте все, что не могло иметь места, и останется один единственный факт – который и есть истина».

(Конан Дойль А. Собр. Соч.: в 8 т., Т.1, с.155-156).

4. Стентон. Могу сообщить вам, Олуэн, что с самого начала подозревал вас в убийстве Мартина. Олуэн. Вы подозревали меня? Но почему?

Стентон. По трем причинам. Во-первых, я не мог понять, зачем было Мартину кончать с собой.

Видите ли, я знал, что он не брал денег, и, хотя он находился в крайне затруднительных обстоятельствах, мне он казался не из тех, кто таким путем выходит из положения. Затем, я знал, что вы были у него поздно вечером: как я вам уже говорил, мне сообщили, что вы проехали к нему… Я вам сказал, что у меня была третья причина. Я попал в еоттедж очень рано на следующее утро… Я приехал, когда там были только доктор и констебль.

Я заметил кое-что на полу, что прозевал деревенский полицейский, и поднял с пола, когда он отвернулся. С тех пор храню это в моем бумажнике.

(Вытаскивает бумажник и вынимает из него кусочек цветного шелка). Я довольно наблюдателен в таких вещах.

Олуэн. Да, это клочок платья, которое было на мне.

Он быд оторван во время нашей борьбы.

Так вот откуда вы узнали? Стентон. Да, вот так я и узнал. (Пристли Дж.

Б. Опасный поворот // Избранное: В 2 т. М., 1987. Т.1. С. 59, 65). 5. Выступая по делу Сапогова, известный русский адвокат М.Г.

Казаринов заявил: «В каждом преступлении, совершонном нормальным человеком, мы можем различить: во-первых, достаточный мотив, во-вторых, внутреннюю борьбу человека, замыслившего преступление, со всем запасом его моральных сил; затем всегда налицо чувство сомосохранения, рекомендующее человеку совершить преступление наиболее безопасным для себя , обыкновенно тайным способом. И наконец можем различать со стороны преступника некоторую расчетливость, так сказать, экономию зла. Всякому человеку свойственен ужас перед злом и никто не станет совершать зло излишне, а ограничится злом необходимым.

В настоящем деле я не вижу мотива для убийства, не могу уловит ни малейших признаков внутренней борьбы, ни теги чувства самосохранения. По моему убеждению, Сапогов – субъект, затронутый душевным недугом, и стоит на грани между преступлениями по страсти и преступлениями психически ненормальными». (Речи известных русских юристов.

С. 206). 6. В работе «О развитии революционных идей в России» А.И. Герцен утверждает, что история нашей литературы – это мартиролог, или реестр каторги. «Погибают даже те, которых пощадило правительство, — едва успев расцвести, они спешат расстаться с жизнью… Рылеев повешен Николаем.

Пушкин убит на дуэли…Грибоедов предательски убит в Тегеране.

Лермонтов убит на дуэли тридцати лет на Кавказе.

Веневитинов убит обществом, двадцати двух лет. Кольцов убит своей семьей, тридцати трех лет.

Белинский убит , тридцати пяти лет, голодом и нищетой…Баратынский умер после двенадцатилетней ссылки. Бестужев погиб на кавказе, совсем еще молодым, после сибирской каторги».

(Герцен А.И. Собр. Соч. М., 1975. Т. 3 С. 426). 7. В романе «Приключения Оливера Твиста» Ч. Диккенс с горьким юмором показывает, почему воспитанники работного дома так часто «отправлялись в мир иной»: «Всем известна история…философа, который измыслил знаменитую теорию о том, что лошадь может существовать без пищи и столь успешно доказал ее, что довел ежедневную порцию пищи, получаемую его собственной лошадью, до одной соломинки; несомненно, он сделал бы ее чрезвычайно горячим и резвым животным, если бы она не пала за сутки до того дня, как ей предстояло перейти на отменную порцию воздуха.

К несчастью для экспериментальной философии той женщины, чьим заботам и покровительству был поручен Оливер Твист, к таким же результатам обычно приводило применение ее системы; потому что в ту самую минуту, когда дитя научилось поддерживать в себе жизнь ничтожной долей непитательной пищи, по превратности судьбы, в восьми с половиной случаев из десяти, оно или заболевало от голода и холода, или по недосмотру падало в огонь, или погибало от удушья.

В любом из этих случаев несчастный малютка отправлялся в иной мир…». (Диккенс Ч. Приключения Оливера Твиста.

М., 1976. С. 6). 8. В речи по делу Цинделя, обвиняемого в даче взятки, адвокат В.Л. Россельс говорил об обстоятелствах, способствующих совершению преступления: «Циндель обратился со своим преступным предложением к чернову, с которым был связан пятнадцатилетней дружбой. Это было только предложение, только мысль о будущем неначавшемся преступлении.

Не больше. Если бы Чернов остановил своего товарища и, возмущенный, даже применил к нему пустьнедозволенные, но в таком случае очень заманчивые приемы бокса, разъяснив ему позорную сущность его предложения, а потом рассказал бы обо всем руководству, другим спортсменам, заклеймил в глазах спортивной общественности поведение своего друга детства Цинделя. Ведь это было только начало еще нге совершившегося преступления.

И если бы Чернов прямо в глаза Цинделю выплеснул всю грязь его предлжения, его друг был бы , конечно, осужден суровым мнением общественного приговора, но не ждал бы как сегодня приговора суда. Но Чернов этого не сделал. Он, глядя в глаза друга, принял это предложение, и условился встретиться с ним в семь часов вечера на Калужской площади, где Циндель должен был вручит ему деньги за будущие «услуги». Так Чернов открыл зеленый свет светофора преступлению: «Путь свободен».

( Россельс В.Л. Судебные защитительные речи. М., 1966. С. 71-71). 9. «Все люди от природы стремяться к знанию.

Доказательство тому – влечение к чувственным восприятиям: ведь независимо от того, есть от них польза или нет, их ценят ради них самих и больше всех зрительные восприятия, ибо видение, можно сказать, мы предпочитаем всем остальным восприятиям, не только ради того,чтобы действовать, но и тогда, когда мы не собираемся что-либо делать. И причина этого в том, что зрение больше всех других чувств содействует нашему познанию и обнаруживает много различий в вещах». (Аристотель. Сочю: В 4 т. Т.1.

М., 1976. С. 65). 10.Пешеход в разговоре с инспектором ГИБДД: «Я вижу, что дело оборачивается для меня штрафом. А чем я хуже других? Посмотрите, вон свколько человек переходят улицу тоже на красный сигнал светофора! Так почему же именно меня штрафуете?».

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ ТЕРМИН – это слово или словосочетание для обозначения конкретных и абстрактных объектов (в логике — предметов).

Под ПРЕДМЕТОМ в логике понимается все то, о чем можно что-либо утверждать или отрицать.

ЛОГИКА – наука о законах им формах мышления, направленного на познание мира. ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА – наука о структурной (логической) форме мышления и законах выводного знания.

ЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА МЫШЛЕНИЯ – определенный способ связи элементов мысли между собой. ЛОГИЧЕСКАЯ ПРАВИЛЬНОСТЬ – это оценка познавательных действий человека (т.е.

в какой форме, насколько последовательно человек может рассуждать). ИСТИННОСТЬ – оценка содержания мысли, ее «совпадения» с объектом познания, точность отражения в мысли объекта познания.

ТРАДИЦИОННАЯ ЛОГИКА – наука о законах и принципах выводимого знания, наряду с классической и неклассической логикой, один из основных разделов логики. Традиционной логике свойственна нестрогая и неполная формализация. Основными вопросами традиционной логики являются вопросы исследования умозаключений, суждений, понятий, определений.

КЛАССИЧЕСКАЯ ЛОГИКА – одно из направлений современной математической логики, в котором каждому высказыванию приписывается значение истинности или лжи.

В отличие от традиционной логики, основывающейся на этом же принципе, классическая логика связана с применением метода формализации. ФОРМАЛИЗАЦИЯ – метод исследования, связанный с использованием искусственного языка, соответствующего тому, что системы логических рассуждений трансформируются в формализованные исчисления, состоящие из формул.

НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЛОГИКА (МОДАЛЬНАЯ) – связана с применением методов логики для анализа рассуждений, включающих в себя модусы суждений, их модальности. МОДУС – разновидность. ПОНЯТИЕ – форма мышления, отображающая в себе существенные, закономерные признаки предмета.

ПРИЗНАКАМИ называют мысли о свойствах предметов и явлений. СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ – устойчивые, необходимые, общие для ряда предметов или явлений признаки, выделяющие их из числа других им подобных. РОДОВОЕ ПОНЯТИЕ – понятие, которое выражает существенные признаки класса предметов, являющегося родом каких-нибудь видов.

ВИДОВОЕ ПОНЯТИЕ — понятие, которое отображает существенные признаки класса предметов, являющихся видом какого-либо рода.

НЕСУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ: приобретая или теряя их, предмет или явление остается самим собой.

ВЫСКАЗЫВАНИЕ – отдельное предложение естественного или искусственного языка, которое рассматривается только в связи с определением его истинности. СУЖДЕНИЕ – форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается относительно предмета, его свойств, отношений или класса предметов. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ В СУЖДЕНИИ – отношение между объемами терминов (субъектов и предикатов) в суждении.

КВАНТОР – логический оператор логики предикатов, выражающий отношения всеобщности или единичности. КОНЪЮНКЦИЯ – логический оператор, соответствующий союзу «и». ДИЗЪЮНКЦИЯ – логический оператор, предназначенный для экспликации грамматического союза «или».

ИМПЛИКАЦИЯ – логический оператор, выражающий причинно-следственные отношения.

ОТРИЦАНИЕ – логическая операция, заключающаяся в том, что истинному высказыванию противопоставляется ложное высказывание. ПЕРЕМЕННАЯ – буква или символ, на место которого может быть поставлено любое значение из выбранной области интерпретации. КОНСТАНТА – в логике постоянное выражение, значение которого не меняется.

ПОСЫЛКА – высказывание, которое лежит в основе какого-либо вывода и служит основанием для последующего заключения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ – новое знание, полученное путем логических рассуждений из предшествующих посылок. ВЫВОД – логический переход от посылок к заключению.

ЛОГИЧЕСКОЕ СЛЕДСТВИЕ – суждение, получаемое в результате вывода из посылок по логическим правилам. СИЛЛОГИЗМ – умозаключение, в котором из двух категорических суждений, связанных общим термином, получается третье суждение, называемое заключением.

ДЕДУКЦИЯ – последовательность мыслей или суждений, каждый компонент которой логически вытекает из предыдущих мыслей или суждений. ИНДУКЦИЯ – последовательность мыслей от частного знания к общему, т.е.

мысль наводится на какое-либо общее правило, присущее всем единичным предметам какого-либо класса. АНАЛОГИЯ – подобие, сходство предметов в каких-либо свойствах или признаках, на основании которого делается суждение об их тождественности.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – в широком смысле логическое действие, в процессе которого устанавливается истинность какой-либо мысли.

ТЕЗИС – мысль или положение, которое требуется доказать. АРГУМЕНТ – основание логического доказательства тезиса.

ДЕМОНСТРАЦИЯ – логическое рассуждение, в процессе которого из аргументов выводится истинность или ложность тезиса. АНТИТЕЗИС – суждение, противопоставляемое тезису в процессе спора или полемики.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ – доказательство ложности тезиса.

ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ – ошибки в умозаключениях, рассуждениях, определениях понятий, доказательствах и опровержениях. ГИПОТЕЗА – вероятное предположение о причине какого-либо явления, достоверность чело еще не доказана ни наукой, ни практи6 Рекомендуемые страницы: Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 645; lektsia.com 2007 — 2021 год.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+